Государственная служба Чувашской Республики по делам юстицииЧӑваш Республикин Юстици енӗпе ӗҫлекен патшалӑх служби

О проведении антикоррупционной и правовой экспертизы нормативных правовых актов Чувашской Республики и их проектов, муниципальных нормативных правовых актов (в том числе по вопросам деятельности антинаркотической и антитеррористической комиссии в муниципальных образованиях)

по 1 вопросу

 

Информация по вопросу «О проведении антикоррупционной и правовой экспертизы нормативных правовых актов Чувашской Республики и их проектов, муниципальных нормативных правовых актов (в том числе по вопросам деятельности антинаркотической и антитеррористической комиссии в муниципальных образованиях)»

 

Михайлов Игорь Викторович –

заместитель министра юстиции

и имущественных отношений

Чувашской Республики

 

В 2017 году Министерством юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики (далее – Министерство) осуществлялась целенаправленная работа по правовому обеспечению нормотворческой деятельности Главы Чувашской Республики, Кабинета Министров Чувашской Республики, органов исполнительной власти Чувашской Республики.

Правовая экспертиза проектов правовых актов Чувашской Республики проводится Министерством в соответствии с требованиями Указа Президента Чувашской Республики от 7 июня 2011 г. № 45 «Об утверждении Порядка подготовки и внесения проектов указов и распоряжений Главы Чувашской Республики», постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 17 января 2006 г. № 8 «О порядке подготовки и внесения проектов постановлений и распоряжений Кабинета Министров Чувашской Республики» и иных нормативных правовых актов Чувашской Республики, регулирующих вопросы подготовки проектов.

Проводимая Министерством правовая экспертиза проектов правовых актов Чувашской Республики, разработанных органами исполнительной власти Чувашской Республики, направлена в первую очередь на обеспечение их соответствия Конституции Российской Федерации, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Конституции Чувашской Республики, правилам юридической техники.

Количество проектов правовых актов, по которым проведена правовая экспертиза, за отчетный период составило 2419 (АППГ - 2578), из них 55 проектов законов Чувашской Республики (АППГ - 82), 83 проекта указов Главы Чувашской Республики (АППГ - 90), 89 проектов распоряжений Главы Чувашской Республики (АППГ - 123), 626 проектов постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики (АППГ - 659), 522 проектов распоряжений Кабинета Министров Чувашской Республики (АППГ - 611), 103 проектов соглашений (АППГ – 123), 941 проекта федеральных законов (АППГ – 890).

По результатам правовой экспертизы Министерством с 2011 года проводится ежеквартальный мониторинг качества подготовки органами исполнительной власти Чувашской Республики проектов правовых актов Чувашской Республики с последующим информированием о его результатах Кабинета Министров Чувашской Республики.

В отчетном периоде были проведены мониторинги качества подготовки органами исполнительной власти Чувашской Республики проектов правовых актов Чувашской Республики за 2016 год, 1, 2 и 3 кварталы 2017 года.

Проблема качественной подготовки органами исполнительной власти Чувашской Республики проектов правовых актов Чувашской Республики остается актуальной. Так, данные мониторинга по итогам 2015, 2016, 2017 гг. показывают ежегодное увеличение количества проектов, возвращаемых Министерством несоответствующих федеральному или региональному законодательству или требующих доработки (соответственно 2,6%, 3,4%, 7,8 %  от общего числа рассмотренных проектов).

По результатам мониторинга качества подготовки органами исполнительной власти Чувашской Республики проектов правовых актов Чувашской Республики за 2017 год следует отметить высокий уровень подготовки проектов правовых актов Чувашской Республики в Министерстве физической культуры и спорта Чувашской Республики, Министерстве финансов Чувашской Республики, Государственной службе Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, Государственной ветеринарной службе Чувашской Республики.

 

Справочно.

В 2017 году:

в связи с отсутствием нарушений юридического характера согласовано без доработки 617 проектов (47,1% от общего числа рассмотренных проектов)
(в 2016 г. 808 проектов (54,3%);

в ходе правовой экспертизы в 103 проектах (7,8% от общего числа рассмотренных проектов) были выявлены существенные нарушения законодательства Российской Федерации, законодательства Чувашской Республики, коррупциогенные факторы либо значительные нарушения правил юридической техники, по которым в адрес органов исполнительной власти Чувашской Республики были направлены заключения о возвращении проектов на доработку (в 2016 г. 51 проект (3,4%));

Министерством согласовано после устранения замечаний юридического характера, а также нарушений правил юридической техники и доработки органами исполнительной власти Чувашской Республики проектов в рабочем порядке -
 591 проект (45,1% от общего числа рассмотренных проектов, в 2016 г. 630 (42,3%)).

 

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов Чувашской Республики и их проектов

 

Министерством проводится антикоррупционная экспертиза в отношении всех поступающих в Министерство проектов нормативных правовых актов Чувашской Республики, разрабатываемых органами исполнительной власти Чувашской Республики, проектов нормативных правовых актов Чувашской Республики, разрабатываемых Министерством, нормативных правовых актов органов исполнительной власти Чувашской Республики, представляемых в Министерство на государственную регистрацию. Также Министерство осуществляет антикоррупционную экспертизу действующих нормативных правовых актов Чувашской Республики в рамках рассмотрения проектов нормативных правовых актов Чувашской Республики, предусматривающих внесение изменений в действующие нормативные правовые акты Чувашской Республики, представленные органами исполнительной власти Чувашской Республики.

За 2017 год Министерством проведено 1632 (АППГ – 1632) антикоррупционных экспертиз в отношении:

764 (АППГ – 831) проектов нормативных правовых актов Чувашской Республики, представленных органами исполнительной власти Чувашской Республики;

88 (АППГ – 58) проектов нормативных правовых актов Чувашской Республики, разработанных Минюстом Чувашии;

780 (АППГ – 743) ведомственных нормативных правовых актов в ходе их государственной регистрации.

По результатам проведенных за 2017 год антикоррупционных экспертиз выявлены 7 коррупциогенных факторов в 4 проектах постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики, представленных органами исполнительной власти Чувашской Республики (Минприроды Чувашии, Минстрой Чувашии, Минобразования Чувашии) (широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц – п/п «а» п.3 методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (далее – Методика); определение компетенции по формуле «вправе» - диспозитивное установление возможности совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций – п/п «б» п.3 Методики; выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) – п/п «в» п.3 Методики; отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка – п/п «ж» п.3 Методики; наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям – п/п «а» п.4 Методики; злоупотребление правом заявителя государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций – п/п «б» п.4 Методики).

Основной задачей Министерства на 2018 год является обеспечение качества проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Чувашской Республики и их проектов.

В соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики органами исполнительной власти Чувашской Республики осуществляется взаимодействие с независимыми экспертами, уполномоченными на проведение антикоррупционной экспертизы (далее – независимые эксперты), все проекты норматив­ных правовых актов Чувашской Республики размещаются на официальном сайте regulations.cap.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Обязанность по размещению установлена в нормативных правовых актах Чувашской Республики. Предложения, поступающие от независимых экспертов, учитываются в ходе проектной работы.

В 2017 году одним независимым экспертом по результатам независимой антикоррупционной экспертизы 18 проектов нормативных правовых актов Чувашской Республики (в 2015 году – 20 проектов, 2016 году – 25 проектов) и 1 нормативного правового акта Чувашской Республики разработчику проектов направлены соответствующие заключения об отсутствии коррупциогенных факторов в рассмотренных им проектах.

На сегодняшний день на территории Чувашской Республики действуют 9 независимых экспертов, аккредитованных Министерством юстиции Российской Федерации на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, – 7 физических лиц и 2 юридических лица.

В целях оказания независимым экспертам методической помощи на официальном сайте Министерства на Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» создан баннер «Независимая антикоррупционная экспертиза», который содержит информациюо независимых экспертах, а также справочную информацию для проведения независимой антикоррупционной экспертизы (в том числе актуальные тексты нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актовЧувашской Республики, регламентирующих порядок проведения антикоррупционной экспертизы, ссылку на сайт regulations.cap.ru).

 

О проведении антикоррупционной и правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, в т.ч. по вопросам деятельности антинаркотической и антитеррористической комиссий в муниципальных образованиях

 

В рамках ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Чувашской Республики оказывается методическая помощь органам местного самоуправления, в том числе путем проведения правовой и антикоррупционной экспертиз.

В 2017 г. проведена правовая и антикоррупционная экспертиза 1 910 муниципальных актов (АППГ – 2526), из них 1498 муниципальных актов соответствуют федеральному законодательству (АППГ - 1966), 240 муниципальных актов не соответствуют федеральному законодательству (АППГ - 427), в 172 муниципальных актах (АППГ - 133) выявлены нарушения правил юридической техники.

Экспертные заключения направлены органам местного самоуправления для дальнейшей работы.

В декабре 2017 года начата работа по проведению правовой и антикоррупционной экспертизы муниципальных актов, регулирующих вопросы деятельности антинаркотической и антитеррористической комиссий в муниципальных образованиях.

Проведено 11 правовых и антикоррупционных экспертиз муниципальных актов Канашского района Чувашской Республики по антинаркотической деятельности, из которых 1 МНПА не соответствует действующему законодательству, в 10 муниципальных актах, выявлены нарушения правил юридической техники.

По результатам правовой и антикоррупционной экспертизы муниципальных актов антитеррористической направленности 12 муниципальных актов соответствуют действующему законодательству, в 1 муниципальном акте, выявлено нарушение правил юридической техники.

 Анализ сведений, представленных органами местного самоуправления показал, что не во всех муниципальных образованиях вышеуказанные муниципальные акты приняты.

В частности, по одному муниципальному акту антитеррористической направленности принято такими муниципальными районами, как: Аликовский, Батыревский, Вурнарский, Ибресинский, Козловский, Комсомольский, Красноармейский, Порецкий, Урмарский, Цивильский, Шемуршинский, Шумерлинский, Ядринский, Янтиковский, ни одного такого акта – Яльчикский..

В частности, по одному муниципальному акту антинаркотической  направленности принято такими муниципальными районами, как: Алатырский, Аликовский, Батыревский, Вурнарский, Ибресинский, Козловский, Комсомольский, Красноармейский, Красночетайский, Мароиинско-Посадский, Порецкий, Урмарский, Цивильский, Чебоксарский, Шемуршинский, Шумерлинский, Ядринский, Янтиковский, ни одного такого акта – Яльчикский..

 

Задачами на 2018 год в работе по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Чувашской Республики являются:

оказание методической помощи органам местного самоуправления в целях повышения качества принимаемых ими муниципальных актов путем увеличения количества проводимых правовых и антикоррупционных экспертиз;

проведение на регулярной основе семинаров-совещаний со специалистами органов муниципальных образований.

 

Справочно. По состоянию на 01.01.2018 в регистр включено:

90 922 муниципальных нормативных правовых акта (далее – муниципальные акты), в том числе за 2017 год - 14 253 муниципальных акта;

21 913  дополнительных сведений (за 2017 год - 2 898), из них актов прокурорского реагирования 5 832 (за 2017 года – 989);

актуализировано 35 926 муниципальных актов, в том числе за 2017 года -  6 988 муниципальных актов.