Государственная служба Чувашской Республики по делам юстицииЧӑваш Республикин Юстици енӗпе ӗҫлекен патшалӑх служби

О проведении Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике правовой и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Чувашской Республики и их проектов

по 1 вопросу

 

Информация к выступлению на тему «О проведении Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике правовой и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Чувашской Республики и их проектов»

 

Никонова Ольга Николаевна –
и.о. начальника Управления Минюста России
по Чувашской Республике

 

Нормативными правовыми актами регулируются все сферы общественной жизни, поэтому формирование надлежащего по качеству законодательства, в том числе путем проведения правовой и антикоррупционной экспертизы актов и их проектов, является первостепенной задачей любого правового государства, т.к. от этого зависит возможность реализации защиты прав и свобод человека и гражданина, а также эффективность реализации государственной политики в различных сферах общественных отношений.

Управление в пределах своей компетенции осуществляет правовую и антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов Чувашской Республики и их проектов.

В 2017 году Управлением проведена правовая экспертиза 1647 нормативных правовых актов и по результатам проведенных правовых экспертиз противоречия федеральному законодательству выявлены в 45 нормативных правовых актах. В 5 нормативных правовых актах выявлены 7 коррупциогенных факторов.

При этом на данный момент в результате работы по приведению нормативных правовых актов в соответствие с федеральным законодательством в 2017 году в республике по экспертным заключениям Управления приведены в соответствие с федеральным законодательством 43 нормативных правовых акта Чувашской Республики, несоответствия федеральному законодательству в которых были выявлены в 2016 (4 акта) и 2017 (39 актов) годах.

Вместе с тем на сегодняшний день не приведенными в соответствие с федеральным законодательством остаются 6 нормативных правовых актов Чувашской Республики, несоответствия федеральному законодательству в которых были выявлены в 2017 году, из них:

- выявленных более 3-х месяцев назад: 

по линии Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики - 1 указ Главы Чувашской Республики;

по линии Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики в сфере розничной продажи алкогольной продукции - 1 постановление Кабинета Министров Чувашской Республики и 2 приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики;

- выявленных в ноябре-декабре 2017 г.:

1 приказ Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики.

Также в 1 постановлении Кабинета Министров Чувашской Республики по линии Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики остается не устраненным 1 коррупциогенный фактор, выявленный в декабре 2017 году.

Таким образом, работа по приведению в соответствие с федеральным законодательством нормативных правовых актов Чувашской Республики ведется в целом достаточно активно, за исключением некоторых органов исполнительной власти Чувашской Республики.

Управлением для усиления контроля за приведением нормативных правовых актов Чувашской Республики в соответствие с федеральным законодательством, в том числе актов, по которым от органов государственной власти не поступали ответы на экспертные заключения, а также которые длительное время не приводятся в соответствие с законодательством, несмотря на имеющиеся согласия с экспертными заключениями, направляются письма-напоминания о необходимости принятия мер и сокращении сроков приведения нормативных правовых актов в соответствие с федеральным законодательством, а также проводятся переговоры в рабочем порядке.

Соответствующие письма-напоминания в органы исполнительной власти Чувашской Республики направлены и по итогам IV квартала 2017 г.

В это связи органам исполнительной власти Чувашской Республики и Минюсту Чувашии необходимо продолжить работу по своевременному приведению нормативных правовых актов Чувашской Республики в соответствие с федеральным законодательством, в том числе по экспертным заключениям Управлением, а также информированию о результатах рассмотрения экспертных заключений Управления, то есть в 30-дневный срок с даты их поступления в орган исполнительной власти Чувашской Республики, поскольку указанный порядок и срок не всегда соблюдается.

Кроме того, следует отметить, что проведение Управлением своевременной и качественной правовой экспертизы зависит, в том числе, от соблюдения органами государственной власти республики установленного федеральным законодательством порядка направления копий нормативных правовых актов и сведений об источниках их официального опубликования для внесения в федеральный регистр.

Однако в связи изменением порядка направления копий нормативных правовых актов в Управление в ходе текущей деятельности и анализа выявляются нарушения и недостатки (в том числе сроков), информация о которых неоднократно доводилось до органов исполнительной власти Чувашкой Республики письмами, на рабочих совещаниях, а также регулярно в рабочем порядке.

В этой связи органам исполнительной власти Чувашской Республики необходимо строго соблюдать установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации требования к порядку направления в Управление копий нормативных правовых актов и сведений об источниках их официального опубликования в электронном виде.

Соответствующие письма в органы исполнительной власти Чувашской Республики  будут направлены также в ближайшее время по итогам проведенного анализа и свода.

Управление также обеспечивает исполнение обязательств по участию в нормотворческой деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики, предусмотренных Соглашением между Министерством юстиции Российской Федерации и Кабинетом Министров Чувашской Республики о взаимодействии в сфере юстиции.

С учетом этого Управлением проводится работа по правовой экспертизе проектов нормативных правовых актов Чувашской Республики. В 2017 году поступило 256  проектов, из них без замечаний было рассмотрено 232, на 24 проекта подготовлены заключения о наличии в них противоречий федеральному законодательству. Также по 30 проектам замечания Управления устранены в рабочем порядке.

Кроме того, в рамках нормотворческого процесса представители Управления принимают участие в заседаниях комитетов и рабочих групп Государственного Совета Чувашской Республики, на которых рассматриваются и дорабатываются проекты законов Чувашской Республики.

В этой связи следует отметить, что органам исполнительной власти Чувашской Республики необходимо усилить качество подготовки проектов нормативных правовых актов.

Также Управление в соответствии с федеральным законодательством осуществляет государственную регистрацию уставов муниципальных образований, расположенных на территории Чувашской Республики, и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы, оказывает органам местного самоуправления методическую помощь по вопросу обеспечения соответствия муниципальных правовых актов законодательству Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.

В 2017 году в связи изменениями федерального и регионального законодательства в сфере местного самоуправления Управлением  зарегистрировано 1 устав муниципального образования и 378 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований. Решение об отказе в государственной регистрации принято в отношении 1 муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования. Главами муниципальных образований отозваны 5 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, а также Управлением принято 1 решение об оставлении без рассмотрения муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования.

Наличие незначительного количества принимаемых решений об отказе обусловлено методической и разъяснительной работой Управления с органами местного самоуправления.

При этом учитывая, возникающие у органов местного самоуправления проблемы в процессе правоприменения, в том числе в связи с  изменениями федерального и регионального законодательства в сфере местного самоуправления, предлагаем Минюсту Чувашии совместно с Управлением продолжить оказание методической помощи органам местного самоуправления, в том числе путем разъяснительной работы, разработки предложения к уставам муниципальных образований и муниципальным правовым актам и т.п.

Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации Управление ежегодно проводит обзор практики ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов Чувашской Республики в целях оценки практики ведения, выявления нарушений и недостатков, возникающих при работе с регистром.

Выявленные нарушения, которые возможно исправить, Минюстом Чувашии в большинстве случаев устраняются.

При этом следует отметить, что согласно правовому порталу Минюста России ко многим муниципальным нормативным правовым актам (далее – МНПА), содержащихся в Регистре отсутствуют экспертные заключения уполномоченного органа о соответствии МНПА Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Конституции Чувашской Республики, законам и иным нормативным правовым актам Чувашской Республики, уставу муниципального образования.

Так, в дополнительных сведениях к МНПА, внесенным в Регистр, отсутствуют экспертные заключения на 45279 муниципальных нормативных правовых актов. При этом за 2017 г. в базу данных Регистра было внесено 5665 основных МНПА, в 4901 из них экспертные заключения отсутствуют.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что проведение правовой экспертизы МНПА осуществляется лишь выборочно и данное выборочное проведение правовой экспертизы МНПА характерно с момента начала ведения Регистра.

В этой связи следует отметить, что исходя из федерального законодательства Регистр муниципальных нормативных правовых актов должен вестись, в том числе, в целях обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов. Соответствие МНПА федеральному законодательству также является  важнейшей гарантией единства правового пространства в России.

Учитывая изложенное,  а также низкое качество правовых актов некоторых МНПА полагаем целесообразным усилить работу по проведению правовой экспертизы МНПА, увеличив их количество наиболее в проблемных сферах, а органам местного самоуправления Чувашской Республики необходимо усилить качество подготовки нормативных правовых актов.