Государственная служба Чувашской Республики по делам юстицииЧӑваш Республикин Юстици енӗпе ӗҫлекен патшалӑх служби

за 2018 год

Информация о деятельности Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики в 2018 году 

Проведение правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов Чувашской Республики

Минюстом Чувашии продолжается целенаправленная работа по правовому обеспечению нормотворческой деятельности Главы Чувашской Республики, Кабинета Министров Чувашской Республики, органов исполнительной власти Чувашской Республики.

Проводимая министерством правовая экспертиза проектов правовых актов Чувашской Республики, разработанных органами исполнительной власти Чувашской Республики, направлена в первую очередь на обеспечение их соответствия Конституции Российской Федерации, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Конституции Чувашской Республики, правилам юридической техники.

За 2018 год правовая экспертиза проведена в отношении 2392 проектов правовых актов, из них 64 проекта законов Чувашской Республики, 88 проектов указов Главы Чувашской Республики, 156 проектов распоряжений Главы Чувашской Республики, 607 проектов постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики, 481 проект распоряжений Кабинета Министров Чувашской Республики, 59 проектов соглашений, 937 проектов федеральных законов.

По результатам правовой экспертизы министерством с 2011 года проводится ежеквартальный мониторинг качества подготовки органами исполнительной власти Чувашской Республики проектов правовых актов. В 2018 году проведены мониторинги качества подготовки органами исполнительной власти проектов правовых актов Чувашской Республики за 2017 год, 1, 2 и 3 кварталы 2018 года.

Для сведения. В 2017 году правовая экспертиза проведена в отношении 2419 проектов правовых актов. 

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов Чувашской Республики и их проектов

Минюстом Чувашии проводится антикоррупционная экспертиза в отношении всех поступающих в министерство проектов нормативных правовых актов (далее – НПА) Чувашской Республики, разрабатываемых органами исполнительной власти Чувашской Республики, проектов НПА Чувашской Республики, разрабатываемых министерством, НПА органов исполнительной власти Чувашской Республики, представляемых в министерство на государственную регистрацию. Также министерство осуществляет антикоррупционную экспертизу действующих НПА Чувашской Республики в рамках рассмотрения проектов НПА, предусматривающих внесение изменений в действующие НПА Чувашской Республики, представленные органами исполнительной власти.

За 2018 год проведена 1651 антикоррупционная экспертиза в отношении:

759 проектов НПА Чувашской Республики, представленных органами исполнительной власти Чувашской Республики;

108 проектов НПА Чувашской Республики, разработанных Минюстом Чувашии;

784 ведомственных НПА в ходе их государственной регистрации.

По результатам проведенных антикоррупционных экспертиз выявлены 23 коррупциогенных фактора в 1 проекте закона Чувашской Республики, 7 проектах постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики, представленных органами исполнительной власти Чувашской Республики, 1 приказе органа исполнительной власти Чувашской Республики в ходе его государственной регистрации.

Для сведения. В 2017 году проведено 1632 антикоррупционные экспертизы в отношении 764 проектов НПА Чувашской Республики, представленных органами исполнительной власти; 88 проектов НПА Чувашской Республики, разработанных Минюстом Чувашии; 780 ведомственных НПА в ходе их государственной регистрации. Выявлено 7 коррупциогенных факторов в 4 проектах постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики, представленных органами исполнительной власти Чувашской Республики.

В соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики органами исполнительной власти Чувашской Республики осуществляется взаимодействие с независимыми экспертами, уполномоченными на проведение антикоррупционной экспертизы (далее – независимые эксперты), все проекты НПА Чувашской Республики размещаются на портале НПА Чувашской Республики regulations.cap.ru. Предложения, поступающие от независимых экспертов, учитываются в ходе проектной работы.

В 2018 году антикоррупционная экспертиза проектов НПА Чувашской Республики проводилась 7 независимыми экспертами. Ими проведена антикоррупционная экспертиза 97 НПА Чувашской Республики и их проектов, по результатам которой выявлены 26 коррупциогенных факторов в 24 НПА Чувашской Республики и их проектах.

На территории Чувашской Республики действуют 12 независимых экспертов, аккредитованных Минюстом России на проведение антикоррупционной экспертизы НПА и их проектов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, – 10 физических лиц и 2 юридических лица.

В рамках оказания независимым экспертам методической помощи на официальном сайте Минюста Чувашии создан баннер «Независимая антикоррупционная экспертиза», который содержит информацию о независимых экспертах, а также справочную информацию для проведения независимой антикоррупционной экспертизы.

Кроме того, в целях активизации и поощрения независимых экспертов Минюстом Чувашии в 2018 году был проведен конкурс среди независимых экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы НПА Чувашской Республики и их проектов. 

Государственная регистрация ведомственных нормативных правовых актов органов исполнительной власти Чувашской Республики

В целях обеспечения единства правового пространства, реализации основного конституционного принципа – принципа защиты прав и свобод человека и гражданина Минюстом Чувашии осуществляется регистрация НПА органов исполнительной власти Чувашской Республики.

Начиная с 2001 года министерством в электронном виде ведется Реестр государственной регистрации нормативных правовых актов органов исполнительной власти Чувашской Республики, в котором по состоянию на 01.01.2019 содержится 5050 НПА.

В Минюст Чувашии за 2018 год органами исполнительной власти Чувашской Республики для государственной регистрации представлено 788 НПА, зарегистрировано 780 актов (с учетом поступивших НПА в конце 2017 года), отказано в государственной регистрации 4 актов, возвращено без государственной регистрации 15 актов.

Кроме того, в 2018 году Минюстом Чувашии рассмотрено 927 проектов федеральных законов.

Для сведения. В 2017 году органами исполнительной власти Чувашской Республики в Минюст Чувашии для государственной регистрации представлено 786 правовых актов, зарегистрировано 764 НПА, возвращено без государственной регистрации 6 актов, отказано в государственной регистрации 16 актов.

 Ведение регистра муниципальных нормативных правовых актов Чувашской Республики

Минюстом Чувашии также продолжается работа по организации и ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Чувашской Республики, осуществляемая в соответствии с Законом Чувашской Республики от 17.12.2008 № 67 «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Чувашской Республики».

За 2018 год в регистр включено 15667 муниципальных НПА, 3736 дополнительных сведений, из них актов прокурорского реагирования – 1360. Актуализировано 8376 муниципальных актов. В рамках оказания методической помощи органам местного самоуправления проведена правовая и антикоррупционная экспертиза 2376 муниципальных актов, по которым составлены экспертные заключения и направлены органам местного самоуправления.

Всего же по состоянию на 01.01.2019 в регистр включены 106760 муниципальных НПА, 25735 дополнительных сведения, из них актов прокурорского реагирования 7192. Актуализированы 44489 муниципальных актов. В рамках оказания методической помощи органам местного самоуправления проведена правовая экспертиза 18543 муниципальных актов, в том числе антикоррупционная экспертиза 9556 муниципальных актов, по которым составлены экспертные заключения и направлены органам местного самоуправления. 

Организационное обеспечение деятельности мировых судей Чувашской Республики

Следующим направлением в деятельности министерства является организационное обеспечение деятельности  мировых судей Чувашской Республики, которое включает в себя кадровое, финансовое, материально-техническое и информационное обеспечение.

В Чувашской Республике действуют 68 судебных участков мировых судей.

Формирование кадрового состава гражданских служащих аппарата мировых судей, назначение на должность гражданской службы осуществляется по обязательному согласованию с мировым судьей.  Специалисты аппарата мировых судей состоят в штате министерства и являются государственными гражданскими служащими Чувашской Республики. Численность специалистов судебных участков составляет 194 шт. ед. Назначение специалистов на судебные участки  осуществляется по конкурсу или из кадрового резерва. Регулярно проводятся конкурсы для включения в кадровый резерв.

По данным судебной статистики мировыми судьями Чувашской Республики за 2018 год рассмотрено 213745 судебных дел, из которых гражданские дела составили 57%, административные – 33%, уголовные – 2%, другие материалы – 8% от общего количества оконченных слушанием дел. В среднем за год мировой судья рассматривает 3143 судебных дела .

На обеспечение деятельности мировых судей Чувашской Республики в 2018 году из республиканского бюджета Чувашской Республики выделено 145866,4 тыс. рублей.

В целях повышения эффективности использования бюджетных средств министерством закупки для обеспечения деятельности и бесперебойной работы мировых судей и их аппарата осуществляются путем проведения конкурентных процедур. Так, в 2018 году проведено 49 закупок на общую сумму 26,7 млн. рублей. Кроме того, заключено более 230 государственных контрактов и гражданско-правовых договоров, в том числе на аренду, текущий ремонт помещений, предоставление коммунальных услуг, приобретение расходных материалов.

Приоритетным направлением организационного обеспечения деятельности мировых судей в 2017-2018 годах явилось оснащение зданий (помещений), занимаемых мировыми судьями, техническими средствами охраны. До 2017 года оснащенность судебных участков техническими средствами охраны составляла 28%, к концу 2018 года – 98%. На указанные цели из республиканского бюджета Чувашской Республики в 2017 году выделено 3125,29 тыс. рублей, в 2018 году – 6470,5 тыс. рублей.

Правоохранительными органами, судебными приставами на регулярной основе проводятся контрольные мероприятия по вопросам безопасности и технической укрепленности зданий (помещений), в которых размещены мировые судьи и их аппарат.   

Бесплатная юридическая помощь и правовое просвещение населения

Одним из направлений деятельности министерства, как уполномоченного органа исполнительной власти Чувашской Республики по реализации государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, является координация и мониторинг деятельности в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощи.

В 2018 году в Чувашской Республике бесплатная юридическая помощь оказана порядка 46 тыс. гражданам, из них органами исполнительной власти Чувашской Республики совместно с подведомственными им учреждениями – 17902 гражданам, органами местного самоуправления – 2885 гражданам, адвокатами – 215 гражданам по 375 случаям, нотариусами – 27335 гражданам, отделами социальной защиты населения – 494 гражданам, негосударственными центрами бесплатной юридической помощи и юридическими клиниками образовательных учреждений высшего профессионального образования – 388 гражданам.

Всего же с 2012 года, за период реализации Закона Чувашской Республики «О бесплатной юридической помощи в Чувашской Республике», такую помощь получили более 300 тыс. граждан. Если на федеральном уровне право на получение юридической помощи бесплатно предоставлено 27 категориям граждан, то в Чувашской Республике предусмотрена 41 категория. В Чувашии право на получение такой помощи имеют свыше 193 тыс. жителей.

Как показывает практика, чаще других за бесплатной юридической помощью обращаются инвалиды I и II групп, малоимущие граждане, представители детей-инвалидов и детей-сирот, ветераны Великой Отечественной войны и боевых действий, вдовы участников Великой Отечественной войны, многодетные семьи и иные категории. Граждан в основном интересуют жилищные, пенсионные вопросы, вопросы ЖКХ, взыскания алиментов, предоставления мер социальной поддержки.

Бесплатную юридическую помощь оказывают органы исполнительной власти Чувашской Республики и подведомственные им учреждения, органы местного самоуправления, КУ ЧР «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии и отделы социальной защиты населения в районах и городах республики, адвокаты, нотариусы, юридические клиники и негосударственные центры бесплатной юридической помощи.

С 2018 году в целях повышения правовой грамотности населения, обеспечения граждан должной правовой информацией, доступности бесплатной юридической помощи особенно на селе реализуется проект «Юристы – населению».

В рамках проекта мобильная группа в составе представителей Минюста Чувашии, Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике, Адвокатской палаты Чувашской Республики, Нотариальной палаты Чувашской Республики, КУ ЧР «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии выезжает в муниципальные образования республики, где проводит прием граждан. В ходе приема специалисты оказывают гражданам бесплатную квалифицированную юридическую помощь, консультируют по проблемным вопросам, обращения, требующие тщательного изучения, берут на контроль. 

В ходе реализации данного проекта в 2018 году осуществлены выезды в 14 муниципальных образований, бесплатную юридическую помощь получили порядка 2 тыс. граждан. Граждане в основном обращались по жилищным, земельным вопросам, по вопросам обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями, по вопросам получения мер социальной поддержки одиноким матерям, многодетным семьям и др.

Повышение правовой грамотности населения, доступное разъяснение законных прав граждан, к примеру, позволило обеспечить защиту прав и интересов несовершеннолетних граждан. На содержание детей в 2018 году взыскано 232 млн. рублей задолженности по алиментным платежам.

Проект «Юристы – населению» позволил аккумулировать все юридическое сообщество республики в защите законных прав и интересов граждан, повышению их правовой грамотности, ни один вопрос не остался без внимания, обращения, требующие тщательного изучения, взяты на контроль и разрешены. Проект также оказал воздействие на снижение административных барьеров со стороны органов местного самоуправления по решению вопросов удовлетворения потребностей граждан.

В 2019 году реализация проекта «Юристы – населению» будет продолжена. 

Деятельность органов ЗАГС Чувашской Республики по регистрации актов гражданского состояния

Деятельность министерства в сфере ЗАГС направлена на дальнейшее повышение эффективности, качества и оперативности предоставления государственных услуг в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечение сохранности архивного фонда, проведение государственной политики, направленной на повышение престижа института семьи и профилактики разводов.

На протяжении последних пяти лет Чувашская Республика сохраняет лидирующие позиции в стране по наименьшему количеству разводов. Так, по данным Росстата, по итогам 2018 года по наименьшему количеству разводов на 1000 населения в Приволжском федеральном округе Чувашская Республика с коэффициентом 2,9 занимает 1 место, а среди всех субъектов Российской Федерации – 7 место (по РФ данный коэффициент составляет 4,0, по ПФО – 3,8).

В 2018 году органами ЗАГС Чувашской Республики  зарегистрировано актов: о рождении – 13188, заключении брака – 6420,  расторжении брака –  3881, смерти – 15462. Выдано 13401 повторное свидетельство. Из них в электронном виде предоставлено 53,2% государственных услуг.

В 2018 году продолжаются мероприятия, направленные на поддержку и укрепление семьи, объединить усилия для улучшения демографических показателей.

Кроме того, в России с 01.10.2018 запущена новая информационная система – Единый государственный реестр ЗАГС (ЕГР ЗАГС). Все новые актовые записи, созданные с 1 октября, вносятся в единый государственный реестр, а старые переведут туда постепенно. Это касается документов, составленных не раньше 1926 года. Закончить эту работу планируют к 2021 году. Единый реестр ЗАГС будет использоваться в качестве основного источника сведений о всем населении Российской Федерации (информация об актах гражданского состояния (рождении, заключении брака, разводе, смерти, перемене имени, установлении отцовства, усыновлении) будет храниться в одном  месте).

В органах ЗАГС Чувашской Республики содержится около 5  млн. актовых записей, которые планируется передать в Единый государственный реестр. В 2017 году сконвертировано в электронную форму 1 614,1 тыс. записей, в 2018 году – 1643,9 тыс. записей.

Отдел ЗАГС Минюста Чувашии также продолжает работу по оказанию международной правовой помощи. Так, в рамках оказания такой помощи в 2018 году зарегистрировано 301 (АППГ – 297) заявление о проставлении апостиля на документах, выданных в органах ЗАГС Чувашской Республики. Наибольшее количество обращений поступило на проставление апостиля на документы, которые предназначены для использования в Германии (99), Италии (23), Греции (30),  во Франции (30) и  Турции (13). Также представлены документы граждан, выезжающих в Израиль, Швейцарию, Эквадор, Португалию, Австрию, Норвегию, Испанию, Бельгию¸ Нидерланды  и на Кипр.

В рамках представленных полномочий в 2018 году Минюстом Чувашии и органами ЗАГС республики направлено 163 запроса об истребовании документов о регистрации актов гражданского состояния, по которым поступил 126 ответов, в том числе 38 документов – по запросам, направленным в 2017 году. Из компетентных органов иностранных государств в отдел ЗАГС министерства и напрямую в отделы ЗАГС республики поступил 100 запросов. Большая часть запросов (69%) поступает непосредственно из органов регистрации актов гражданского состояния иностранных государств. 

Учет государственного и муниципального имущества Чувашской Республики

Эффективное использование государственного и муниципального имущества напрямую зависит от полноты и качества его учета.

В Чувашской Республике еще с 2012 года внедрен автоматизированный сервис обмена данными об имуществе в электронном виде с муниципальными образованиями. Это обеспечило открытость информации о государственном и муниципальном имуществе для всех заинтересованных лиц.

В целях учета объектов государственной собственности республики Минюстом Чувашии ведется реестр государственного имущества Чувашской Республики.

По состоянию на 01.01.2019 в реестре государственного имущества Чувашской Республики учтено 374 юридических лица, 10571 объект недвижимости, 310165 единиц движимого имущества, 3194 земельных участка общей площадью 19 тыс. га.

В реестрах муниципального имущества учтены 34986 объектов капитального строительства, 12453 земельных участка, 1415184 объекта движимого имущества.

Уровень актуализации реестра государственного имущества Чувашской Республики составляет 98% (муниципального  имущества – 91,3%).

Кроме того, в результате активной работы уровень постановки на государственный кадастровый учет бесхозяйных объектов вырос до 83% (в 2013 г. – 25%). В настоящее время муниципальными образованиями такие объекты вовлекаются в экономический оборот.

В целях обеспечения открытости и доступности информации об объектах государственной собственности и во исполнение поручения Президента России Владимира Путина, данного по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 05.04.2018, на сайте Минюста Чувашии размещены сведения о недвижимом и движимом государственном имуществе Чувашской Республики в виде перечня объектов с указанием информации о правах на него, обременениях и целевом назначении.

Данные сведения актуализируются ежеквартально. 

  Поступление в консолидированный бюджет Чувашской Республики доходов от управления и распоряжения государственным и муниципальным имуществом

Одной из основных задач Минюста Чувашии является обеспечение поступления неналоговых доходов в бюджет республики за счет эффективного управления и распоряжения государственным и муниципальным имуществом.

Так, в консолидированный бюджет Чувашской Республики в 2018 году от управления и распоряжения государственным и муниципальным имуществом поступило 2,2 млрд. рублей, что составляет 105,5% к уровню 2017 года.

В структуре неналоговых доходов 43% занимают доходы от аренды имущества и земельных участков, находящихся в распоряжении республики и муниципальных образований – 956,1 млн. рублей.

Также в консолидированный бюджет республики поступили доходы от приватизации государственного и муниципального имущества – 442,1 млн. рублей,  продажи земельных участков – 317,3 млн. рублей, продажи и предоставления в найм квартир Госжилфонда Чувашии – 217,5 млн. рублей, дивидендов от акций – 25,6 млн. рублей, части чистой прибыли, перечисленной государственными и муниципальными унитарными предприятиями – 7,5 млн. рублей, прочие поступления – 234,3 млн. рублей.

Положительная динамика поступлений неналоговых доходов к уровню прошлого года наблюдается в Красночетайском районе (в 1,4 раза), Моргаушском и Янтиковском районах (в 1,2 раза), Батыревском, Урмарском, Чебоксарском районах, городах Канаш и Чебоксары (в 1,1 раза), которые смогли организовать свою работу максимально используя имеющиеся резервы.    

Все средства, полученные от использования республиканского имущества, направлены на решение социальных вопросов и улучшение качества жизни населения.

Отметим, что распоряжение объектами государственной и муниципальной собственности в республике осуществляется на принципах открытости и прозрачности процессов управления имуществом, оптимизации структуры собственности, вовлечения максимального количества объектов в хозяйственный оборот с целью обеспечения поступления неналоговых доходов в республиканский бюджет.

Для сведения. В консолидированный бюджет Чувашской Республики в 2017 году от управления и распоряжения государственным и муниципальным имуществом поступило порядка 2,1 млрд. рублей. 

Оформление прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, включая невостребованные доли

Одной из важных задач остается повышение эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения на территории Чувашской Республики. Площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 1005,8 тыс. га или 55% от общей площади земельного фонда республики.

Муниципальными образованиями завершена регистрация права собственности на невостребованные земельные доли площадью 200,6 тыс. га на территории республики. Наибольшие площади муниципальных долей зарегистрированы в Алатырском – 22,7 тыс. га, Канашском – 16,8 тыс. га, Ядринском – 14,9 тыс. га, Порецком – 14,3 тыс. га и Аликовском – 13 тыс. га районах.

Следующие этапы предусматривают формирование органами местного самоуправления земельных участков в счет муниципальных земельных долей и вовлечение их в сельскохозяйственный оборот путем передачи в установленном федеральным законом порядке эффективному сельскохозяйственному товаропроизводителю.

По состоянию на 01.01.2019 муниципальными образованиями сформированы в счет земельных долей и поставлены на государственный кадастровый учет земельные участки площадью 148,4 тыс. га, что составляет 74% от муниципальных земельных долей. В сельскохозяйственный оборот путем продажи и передачи в аренду вовлечено 66% муниципальных земельных долей и земельных участков (131,4 тыс. га). Кроме того, для пополнения доходной части местных бюджетов объявлены торги на сформированные в счет земельных долей земельные участки общей площадью 26,9 тыс. га.

Задачей на перспективу является вовлечение всех сельхозземель в хозяйственный оборот и получение доходов в местные бюджеты. 

Проведение акции «Народная инвентаризация»

В Чувашской Республике положительный опыт имеет проведение акции «Народная инвентаризация» с участием граждан и общественности. Эта практика уже показала хороший результат в ходе инвентаризации пустующих земельных участков населенных пунктов, прошедшей в Чувашии в 2014-2015 годах. Благодаря ей были выявлены более 2 тыс. неиспользуемых участков общей площадью 832 га, вовлечение в оборот которых пополнило местные бюджеты на 183,2 млн. рублей.

В 2017-2018 годах инвентаризация проходит в отношении неиспользуемых, находящихся в аварийном состоянии объектов недвижимости, по которым приняты соответствующие меры реагирования, в том числе путем взаимодействия с контролирующими и надзорными органами. В ходе акции выявлено 1119 объекта, из них сегодня в хозяйственном и налоговом обороте задействованы 86%.

Проведены мероприятия в отношении 145 бесхозяйных объектов (64% от количества выявленных бесхозяйных), зарегистрировано наследниками право собственности на 262 выморочных объекта (84,5%), снесен 91 объект и приведено в надлежащий вид 65 объектов (100%), зарегистрировано право собственности правообладателями на 303 объекта (95%), реализовано на торгах 82 объекта (79%). Доходы местных бюджетов составили 121,8 млн. рублей.

Данный проект также направлен на улучшение социального самочувствия граждан, так как, во-первых, сами граждане участвуют в акции и в судьбе дальнейшего использования выявленных объектов, во-вторых в результате инвентаризации улучшается внешний облик населенных пунктов – вовлекаются в оборот земельные участки, приводятся в порядок объекты недвижимости, а ветхие и аварийные идут под снос.

Работа на этом не прекращается. В республике дополнительно начаты мероприятия в части выверки баз данных Росреестра и налоговых органов. В рамках выполнения мероприятий «дорожной карты» проведена инвентаризация объектов недвижимости, которые не поставлены на государственный кадастровый учет и в отношении которых не зарегистрировано право собственности с уточнением их адресов.             

Формирование Единого информационного ресурса об отдельных объектах недвижимого имущества

В Чувашии создаются самые благоприятные условия для развития бизнеса. С 2013 года в республике функционирует Единый информационный ресурс об отдельных объектах недвижимого имущества, расположенных на территории Чувашской Республики.

Первоначально в ресурс содержал сведения о свободных земельных участках, предназначенных для строительства жилья и реализации инвестиционных проектов. В 2016 году ресурс дополнен свободными от прав третьих лиц объектами капитального строительства, а в 2017 году – свободными земельными участками сельскохозяйственного назначения для сельхозпроизводства.

По состоянию на 01.01.2019 в ресурсе размещены сведения:

о 352 земельных участках общей площадью 594 га для жилищного строительства и размещения объектов, предназначенных для создания промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов и иного развития территорий;

- о 217 участках общей площадью 9958,21 га для ведения сельскохозяйственного производства;

- о 429 объектах капитального строительства общей площадью 161,2 тыс. кв. м.

Доходы республиканского бюджета от вовлечения в оборот объектов составили более 483 млн. рублей.

Кроме того, земельные участки из ресурса предоставлены 205 многодетным семьям.

Ресурс позволяет физическим и юридическим лицам без «хождения по кабинетам» получить достоверную информацию о свободных объектах государственной и муниципальной собственности, что является одним из положительных факторов, влияющих на инвестиционный климат региона и страны в целом. Объекты, включенные в ресурс, по результатам аукционов можно приобрести в собственность, получить в аренду либо на ином праве в соответствии с действующим законодательством. 

Предоставление многодетным семьям земельных участков бесплатно

В целях оказания мер социальной поддержки многодетным семьям в Чувашской Республике ведется работа по обеспечению таких семей земельными участками на безвозмездной основе.

Всего с 2011 года, с начала реализации закона «О предоставлении земельных участков многодетным семьям в Чувашской Республике», на учет для получения земельного участка в собственность бесплатно поставлены 12732 многодетные семьи (в т.ч. в 2018 году – 1704). В целях предоставления земельных участков многодетным семьям на государственный кадастровый учет поставлено более 8,1 тыс. участков площадью 1222,0 га.

По состоянию на 01.01.2019 земельные участки предоставлены 7467 многодетным семьям (в т.ч. в 2018 году – 935), из них 4820 семей получили участки для индивидуального жилищного строительства, 2555 семей – для ведения личного подсобного хозяйства, 92 семьи – для ведения садоводства. Обеспеченность многодетных семей земельными участками составляет 59%. Право собственности зарегистрировала 5892 многодетные семьи (79%).

В рамках оказания содействия муниципальным образованиям в предоставлении земельных участков многодетным семьям из республиканской в муниципальную собственность Аликовского, Вурнарского, Моргаушского, Урмарского, Цивильского, Шемуршинского районов, городов Новочебоксарск и Чебоксары переданы 350,7 га земель. Также заключены соглашения между муниципальными районами и городскими округами о безвозмездной передаче земельных участков общей площадью 267,1 га. Кроме того, многодетным семьям предоставляются земельные участки, выявленные в ходе «народной инвентаризации», и включенные в Единый информационный ресурс.

С учетом поручений Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева планируется внедрить дополнительный механизм решения задачи обеспечения земельными участками многодетных семей путем предоставления федеральных земель, полномочия по распоряжению которыми переданы  Чувашской  Республике.

В настоящее время из состава 6 федеральных участков сформировано и поставлено на кадастровый учет 212 земельных участков для индивидуального жилищного строительства, дополнительно формируются еще 18 участков. Данные участки после строительства инженерной инфраструктуры планируется предоставить многодетным семьям.

 Перевод земельных участков из одной категории в другую

Министерством продолжается работа по переводу земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и иного специального назначения. Федеральным законодательством установлено, что перевод земель сельскохозяйственного назначения в иные категории допускается в исключительных случаях.

За 2018 год по результатам рассмотрения 68 ходатайств и согласования проектов с заинтересованными министерствами Кабинетом Министров Чувашской Республики принято 7 постановлений о переводе 135 земельных участков общей площадью 320,4 га из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и иного специального значения, в земли особо охраняемых территорий и объектов, а также из земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения.

Также впервые в республике была внедрена практика по возврату земельного участка площадью 4,8845 га на территории Канашского района из земель промышленности и иного специального назначения в земли сельскохозяйственного назначения в связи с неиспользованием данного участка по целевому назначению с 2011 года.

Минюстом Чувашии совместно с администрациями муниципальных районов ежегодно проводятся осмотры использования по целевому назначению земельных участков, переведенных из земель сельскохозяйственного назначения в иные категории (за исключением земель населенных пунктов). В 2018 году Минюстом Чувашии проведены осмотры 12 участков, переведенных в земли промышленности и иного специального назначения, в том числе в вышеуказанных районах. По результатам осмотров установлено, что на трех участках в Ядринском и Чебоксарском районах освоение для целей перевода начато, на 9 участках общей площадью 32,6 га. в Моргаушском районе (Яковлев Н.Н.), в Цивильском районе (ООО «ФормумПроф»), Канашском районе (ООО «АСТ-Канаш») и Чебоксарском районе (ООО «Модуль», ООО «Магистраль», Удяков Д.Н., ООО «А-9») не начато освоение для целей перевода.

На официальном сайте Минюста Чувашии размещен реестр  земельных участков, переведенных из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и иного специального назначения, с указанием объемов выполненных работ по освоению участков. Реестр содержит сведения о 1420 земельных участках общей площадью 1981,9 га, переведенных с 2005 по 01.01.2018. Освоение переведенных земель составляет 96%. 

О рассмотрении извещений о намерении продать земельные участки сельскохозяйственного назначения

Продолжается работа по рассмотрению извещений о намерении продать земельные участки в рамках реализации Чувашской Республикой преимущественного права покупки земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Данный порядок утвержден постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 09.04.2014 № 109.

В 2018 году Минюстом Чувашии совместно с Минсельхозом Чувашии, Минэкономразвития Чувашии, Минстроем Чувашии, Минтрансом Чувашии рассмотрено 399 извещений от собственников о продаже 578 земельных участков и земельных долей в праве общей долевой собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения общей площадью 4196 га.

Наибольшее количество обращений граждан за указанный период поступило о продаже земельных участков и земельных долей в праве общей долевой собственности, расположенных на территории Батыревского (199 извещений) и Чебоксарского (133 извещения) районов.

Минимальная цена выкупа земельного участка (286 рубля за 1 га) была предложена собственником на территории Батыревского района, максимальная (10 млн. рублей за 1 га) – на территории Моргаушского района.

Для сведения. В 2017 году от собственников поступило 483 извещения о продаже 581 земельного участка и земельных долей в праве общей долевой собственности из земель сельскохозяйственного назначения.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения их целевого использования, а земельные участки сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства и иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельностью.

Действие  Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные, дачные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. 

Государственная кадастровая оценка объектов недвижимости

В 2018 году на территории Чувашской Республики проведены работы по государственной кадастровой оценке более 764 тыс. объектов капитального строительства и более 135 тыс. земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения.

Кадастровая оценка проводилась по новым правилам в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» и новыми методическими указаниями (ранее кадастровая оценка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»). Особенность проведения государственной кадастровой оценки в рамках указанного закона в том, что проводится она специально созданными в субъектах Российской Федерации государственными бюджетными учреждениями, а не оценочными организациями, которые ранее отбирались по итогам аукционов и конкурсов. В Чувашской Республике для этих целей создано бюджетное учреждение «Чуваштехинвентаризация» Минюста Чувашии.

В целях установления справедливой кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере не выше рыночной в республике внедрен двойной режим исправлений, налажен диалог с предпринимательским и гражданским сообществом по обсуждению результатов кадастровой стоимости объектов.

Так, в марте 2018 года прошел 1-ый режим исправлений, в ходе которого собственники объектов могли ознакомиться с предварительным проектом отчета об определении кадастровой стоимости и при обнаружении несоответствий обратиться в бюджетное учреждение для исправления.

С 24 июля по 11 сентября 2018 года проходил 2-ой режим исправлений. Проект отчета об определении кадастровой стоимости, подготовленный БУ «Чуваштехинвентаризация», был размещен на сайте Росреестра в Фонде данных государственной кадастровой оценки, а также на сайте самого учреждения http://chuvti.ru.

Замечания к проекту отчета можно было представить в течение 50 дней в БУ «Чуваштехинвентаризация» через МФЦ лично, почтовым отправлением, с использованием сети «Интернет», включая Портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ).

Всего в бюджетное учреждение от собственников в целях уточнения характеристик объектов поступило 1993 замечания к промежуточным отчетным документам, из них 1992 объектам капитального строительства. Все они рассмотрены, замечания учтены по 1194 объектам капитального строительства. По результатам внесения изменений кадастровая стоимость по группам на объекты капитального строительства в среднем снизилась более чем на 3%.

В соответствии с пунктом 25 статьи 14 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» Росреестром (г. Москва) проведена проверка отчета об итогах государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, подготовленного БУ «Чуваштехинвентаризация» Минюста Чувашии. По итогам проведенной проверки отчет принят без замечаний и признан соответствующим требованиям законодательству о государственной кадастровой оценке.

Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости утверждены постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.11.2018 № 457. Новая кадастровая оценка объектов недвижимости применяется с 1 января 2019 года.

В 2019 году запланированы работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов. Всего планируется оценить более 476 тысяч земельных участков. БУ «Чуваштехинвентаризация» Минюста Чувашии в 2018 году уже осуществлена подготовительная работа по проведению кадастровой оценки земель посредством сбора рыночной информации для дальнейшей обработки и изучения сведений.