Государственная служба Чувашской Республики по делам юстицииЧӑваш Республикин Юстици енӗпе ӗҫлекен патшалӑх служби

за 9 месяцев 2018 года

Информация о деятельности Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики за 9 месяцев 2018 года

 

Проведение правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов Чувашской Республики

Минюстом Чувашии продолжается целенаправленная работа по правовому обеспечению нормотворческой деятельности Главы Чувашской Республики, Кабинета Министров Чувашской Республики, органов исполнительной власти Чувашской Республики.

Проводимая министерством правовая экспертиза проектов правовых актов Чувашской Республики, разработанных органами исполнительной власти Чувашской Республики, направлена в первую очередь на обеспечение их соответствия Конституции Российской Федерации, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Конституции Чувашской Республики, правилам юридической техники.

За 9 месяцев 2018 года правовая экспертиза проектов проведена в отношении 1688 проектов правовых актов, из них 50 проектов законов Чувашской Республики, 66 проектов указов Главы Чувашской Республики, 108 проектов распоряжений Главы Чувашской Республики, 413 проектов постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики, 345 проектов распоряжений Кабинета Министров Чувашской Республики, 45 проектов соглашений, 661 проект федеральных законов.

По результатам правовой экспертизы министерством с 2011 года проводится ежеквартальный мониторинг качества подготовки органами исполнительной власти Чувашской Республики проектов правовых актов. В 2018 году проведены мониторинги качества подготовки органами исполнительной власти проектов правовых актов Чувашской Республики за 2017 год, 1 и 2 кварталы 2018 года.

Для сведения. В 2017 году правовая экспертиза проведена в отношении 2419 проектов правовых актов.

 

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов Чувашской Республики и их проектов

Минюстом Чувашии проводится антикоррупционная экспертиза в отношении всех поступающих в министерство проектов нормативных правовых актов (далее – НПА) Чувашской Республики, разрабатываемых органами исполнительной власти Чувашской Республики, проектов НПА Чувашской Республики, разрабатываемых министерством, НПА органов исполнительной власти Чувашской Республики, представляемых в министерство на государственную регистрацию. Также министерство осуществляет антикоррупционную экспертизу действующих НПА Чувашской Республики в рамках рассмотрения проектов НПА, предусматривающих внесение изменений в действующие НПА Чувашской Республики, представленные органами исполнительной власти.

За 9 месяцев 2018 года проведено 1059 антикоррупционных экспертиз в отношении:

529 проектов НПА Чувашской Республики, представленных органами исполнительной власти Чувашской Республики;

75 проектов НПА Чувашской Республики, разработанных Минюстом Чувашии;

455 ведомственных НПА в ходе их государственной регистрации.

По результатам проведенных антикоррупционных экспертиз выявлены 20 коррупциогенных факторов в 1 проекте закона Чувашской Республики, 5 проектах постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики, представленных органами исполнительной власти Чувашской Республики, 1 приказе органа исполнительной власти Чувашской Республики в ходе его государственной регистрации.

Для сведения. В 2017 году проведено 1632 антикоррупционные экспертизы в отношении 764 проектов НПА Чувашской Республики, представленных органами исполнительной власти; 88 проектов НПА Чувашской Республики, разработанных Минюстом Чувашии; 780 ведомственных НПА в ходе их государственной регистрации. Выявлено 7 коррупциогенных факторов в 4 проектах постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики, представленных органами исполнительной власти Чувашской Республики.

В соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики органами исполнительной власти Чувашской Республики осуществляется взаимодействие с независимыми экспертами, уполномоченными на проведение антикоррупционной экспертизы (далее – независимые эксперты), все проекты НПА Чувашской Республики размещаются на портале НПА Чувашской Республики regulations.cap.ru. Предложения, поступающие от независимых экспертов, учитываются в ходе проектной работы.

В 2018 году антикоррупционная экспертиза проектов НПА Чувашской Республики проводилась 7 независимыми экспертами. Ими проведена антикоррупционная экспертиза 15 проектов НПА Чувашской Республики (АППГ – 8 проектов), по результатам которой выявлен 1 коррупциогенный фактор в 1 проекте приказа органа исполнительной власти Чувашской Республики.

На территории Чувашской Республики действуют 12 независимых экспертов, аккредитованных Минюстом России на проведение антикоррупционной экспертизы НПА и их проектов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, – 10 физических лиц и 2 юридических лица.

В рамках оказания независимым экспертам методической помощи на официальном сайте Минюста Чувашии создан баннер «Независимая антикоррупционная экспертиза», который содержит информацию о независимых экспертах, а также справочную информацию для проведения независимой антикоррупционной экспертизы.

Кроме того, в целях активизации и поощрения независимых экспертов Минюстом Чувашии в 2018 году проводится конкурс среди независимых экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы НПА Чувашской Республики и их проектов.

 

Государственная регистрация ведомственных нормативных правовых актов органов исполнительной власти Чувашской Республики

В целях обеспечения единства правового пространства, реализации основного конституционного принципа – принципа защиты прав и свобод человека и гражданина Минюстом Чувашии осуществляется регистрация НПА органов исполнительной власти Чувашской Республики.

Начиная с 2001 года министерством в электронном виде ведется Реестр государственной регистрации нормативных правовых актов органов исполнительной власти Чувашской Республики, в котором по состоянию на 01.10.2018 содержится 4726 НПА.

В Минюст Чувашии за 9 месяцев 2018 года органами исполнительной власти Чувашской Республики для государственной регистрации представлено 443 НПА, зарегистрировано 452 акта, отказано в государственной регистрации 3 актов, возвращено без государственной регистрации 9 актов.

Кроме того, за январь-сентябрь 2018 года Минюстом Чувашии рассмотрено 727 проектов федеральных законов.

Для сведения. В 2017 году органами исполнительной власти Чувашской Республики в Минюст Чувашии для государственной регистрации представлено 786 правовых актов, зарегистрировано 764 НПА, возвращено без государственной регистрации 6 актов, отказано в государственной регистрации 16 актов.

 

Ведение регистра муниципальных нормативных правовых актов Чувашской Республики

Минюстом Чувашии также продолжается работа по организации и ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Чувашской Республики, осуществляемая в соответствии с Законом Чувашской Республики от 17.12.2008 № 67 «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Чувашской Республики».

За 9 месяцев 2018 года в регистр включено 11010 муниципальных НПА, 2980 дополнительных сведений, из них актов прокурорского реагирования – 1102. Актуализировано 5932 муниципальных акта.

В рамках оказания методической помощи органам местного самоуправления проведена правовая и антикоррупционная экспертиза 1963 муниципальных актов, по которым составлены экспертные заключения и направлены органам местного самоуправления.

Для сведения. Всего по состоянию на 01.10.2018 в регистр включены 102103 муниципальных НПА, 24979 дополнительных сведения, из них актов прокурорского реагирования 6934. Актуализированы 42045 муниципальных актов. В рамках оказания методической помощи органам местного самоуправления проведена правовая и антикоррупционная экспертиза 18045 муниципальных актов, по которым составлены экспертные заключения и направлены органам местного самоуправления.

 

Организационное обеспечение деятельности мировых судей Чувашской Республики

Следующим направлением в деятельности министерства является организационное обеспечение деятельности  мировых судей Чувашской Республики, которое включает в себя кадровое, финансовое, материально-техническое и информационное обеспечение. На обеспечение деятельности мировых судей Чувашской Республики в 2018 году из республиканского бюджета Чувашской Республики предусмотрено 113201,3 тыс. рублей, в т.ч. на оплату труда работников аппарата мировых судей - 71335,9 тыс. рублей (63 %), на материально-техническое обеспечение – 41865,4 тыс. рублей (37 %).

Формирование кадрового состава гражданских служащих аппарата мировых судей, назначение на должность гражданской службы осуществляется по обязательному согласованию с мировым судьей.  Специалисты аппарата мировых судей состоят в штате министерства и являются государственными гражданскими служащими Чувашской Республики. Численность специалистов судебных участков составляет 194 шт. ед. Назначение специалистов на судебные участки  осуществляется по конкурсу или из кадрового резерва. Регулярно проводятся конкурсы для включения в кадровый резерв.

В Чувашской Республике действуют 68 судебных участков мировых судей.

По данным судебной статистики мировыми судьями Чувашской Республики за 1 полугодие 2018 года рассмотрено 100601 судебное дела, из которых гражданские дела составили 61%, административные – 29%, уголовные – 2%, другие материалы – 8% от общего количества оконченных слушанием дел.

Количество рассматриваемых мировыми судьями дел ежегодно увеличивается. Так, по сравнению с аналогичным периодом 2017 года количество оконченных слушанием дел увеличилось на 16529 (на 20%). В среднем за полугодие мировой судья рассматривает 1479 судебных дел (аналогичный период 2017 года – 1236).

В целях повышения эффективности использования бюджетных средств министерством закупки для обеспечения деятельности и бесперебойной работы мировых судей и их аппарата осуществляются путем проведения конкурентных процедур. Так, в 1 полугодии 2018 года проведено 27 закупок на общую сумму 12,9 млн. рублей. Кроме того, заключено более 230 государственных контрактов и гражданско-правовых договоров, в том числе на аренду, текущий ремонт помещений, предоставление коммунальных услуг, приобретение расходных материалов.

Для сведения. В 2017 году проведено 65 закупок на общую сумму 15,3 млн. рублей. Кроме того, заключено более 230 государственных контрактов и гражданско-правовых договоров, в том числе на аренду, текущий ремонт помещений, предоставление коммунальных услуг, приобретение расходных материалов. 

 

Бесплатная юридическая помощь и правовое просвещение населения

Одним из направлений деятельности министерства, как уполномоченного органа исполнительной власти Чувашской Республики по реализации государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, является координация и мониторинг деятельности в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощи.

За 9 месяцев 2018 года в Чувашской Республике бесплатная юридическая помощь оказана более 43 тыс. гражданам, из них органами исполнительной власти Чувашской Республики совместно с подведомственными им учреждениями – 11261 гражданину, адвокатами – 154 гражданам по 276 случаям, нотариусами – 27185 гражданину, отделами социальной защиты населения – 371 гражданину.

Для сведения. В 2017 году бесплатная юридическая помощь оказана 71649 гражданам, из них органами исполнительной власти Чувашской Республики совместно с подведомственными им учреждениями – 17793 гражданам, адвокатами – 221 гражданину, нотариусами – 47681 гражданину, юридическими клиниками и негосударственными центрами бесплатной юридической помощи – 3764 гражданам, органами местного самоуправления – 2190 гражданам.

Всего же с 2012 года, за период реализации Закона Чувашской Республики «О бесплатной юридической помощи в Чувашской Республике», такую помощь получили более 278 тыс. граждан. Если на федеральном уровне право на получение юридической помощи бесплатно предоставлено 27 категориям граждан, то в Чувашской Республике имеют такое право 33 категории, а с 2018 года – 41 категория. В Чувашии право на получение такой помощи имеют свыше 193 тыс. жителей.

Как показывает практика, чаще других за бесплатной юридической помощью обращаются инвалиды I и II групп, малоимущие граждане, представители детей-инвалидов и детей-сирот, ветераны Великой Отечественной войны и боевых действий, вдовы участников Великой Отечественной войны, многодетные семьи и иные категории. Граждан в основном интересуют жилищные, пенсионные вопросы, вопросы ЖКХ, взыскания алиментов, предоставления мер социальной поддержки.

Бесплатную юридическую помощь оказывают органы исполнительной власти Чувашской Республики и подведомственные им учреждения, органы местного самоуправления, КУ ЧР «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии и отделы социальной защиты населения в районах и городах республики, адвокаты, нотариусы, юридические клиники и негосударственные центры бесплатной юридической помощи.

В 2018 году в целях повышения правовой грамотности населения, обеспечения граждан должной правовой информацией, доступности бесплатной юридической помощи особенно на селе реализуется проект «Юристы – населению».

В рамках проекта мобильная группа в составе представителей Минюста Чувашии, Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике, Адвокатской палаты Чувашской Республики, Нотариальной палаты Чувашской Республики, КУ ЧР «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии выезжает в муниципальные образования республики, где проводит прием граждан. В ходе приема специалисты оказывают гражданам бесплатную квалифицированную юридическую помощь, консультируют по проблемным вопросам, обращения, требующие тщательного изучения, берут на контроль. 

В рамках реализации данного проекта осуществлены выезды в 11 муниципальных образований, бесплатную юридическую помощь получили более 1,5 тыс. граждан. Граждане в основном обращались по жилищным и земельным вопросам, по вопросам наследства, по вопросам взыскания алиментов и др. 

 

Деятельность органов ЗАГС Чувашской Республики по регистрации актов гражданского состояния

Деятельность министерства в сфере ЗАГС направлена на дальнейшее повышение эффективности, качества и оперативности предоставления государственных услуг в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечение сохранности архивного фонда, проведение государственной политики, направленной на повышение престижа института семьи и профилактики разводов.

По данным Росстата по итогам 8 месяцев 2018 года по наименьшему количеству разводов на 1000 населения в Приволжском федеральном округе Чувашская Республика с коэффициентом 3,1 занимает 1 место, а среди всех субъектов Российской Федерации – 7  место (по РФ данный коэффициент составляет 4,1, по ПФО – 3,9).

За 9 месяцев 2018 года органами ЗАГС Чувашской Республики  зарегистрировано актов:

о рождении – 10016 (меньше на 5,5%, АППГ – 10603);

о заключении брака – 5150 (меньше на 11,9%, АППГ – 5845); 

о расторжении брака –  2900 (больше на 0,7%, АППГ – 2880);

о смерти – 11791 (больше на 0,2%, АППГ – 11770);

Выдано 10183 повторного свидетельства (меньше на 25,7%, в АППГ – 13714).  

Из них в электронном виде предоставлено 66,2% государственных услуг.

Для сведения. Органами ЗАГС Чувашской Республики в 2017 году зарегистрировано актов о рождении – 14054, о заключении брака – 7170, о расторжении брака – 3887, о смерти – 15586. Выдано 17970 повторных свидетельств.  

В 2018 году продолжаются мероприятия, направленные на поддержку и укрепление семьи, объединить усилия для улучшения демографических показателей.

Кроме того, в России с 01.10.2018 запущена новая информационная система – Единый государственный реестр ЗАГС (ЕГР ЗАГС). Все новые актовые записи, созданные с 1 октября, будут вносить в единый государственный реестр, а старые переведут туда постепенно. Это касается документов, составленных не раньше 1926 года. Закончить эту работу планируют к 2021 году. Единый реестр ЗАГС будет использоваться в качестве основного источника сведений о всем населении Российской Федерации (информация об актах гражданского состояния (рождении, заключении брака, разводе, смерти, перемене имени, установлении отцовства, усыновлении) будет храниться в одном  месте).

В органах ЗАГС Чувашской Республики содержится около 5  млн. актовых записей, которые планируется передать в Единый государственный реестр. В 2017 году сконвертировано в электронную форму 1 614,1 тыс. записей, за январь-сентябрь 2018 года – 1488,9 тыс. записей.

Отдел ЗАГС Минюста Чувашии также продолжает работу по оказанию международной правовой помощи. Так, в рамках оказания такой помощи за 8 месяцев 2018 года зарегистрировано 223 (АППГ – 216) заявлений о проставлении апостиля на документах, выданных в органах ЗАГС Чувашской Республики. Наибольшее количество обращений поступило на проставление апостиля на документы, которые предназначены для использования в Германии (79), Италии (26), Греции (28),  во Франции (15) и  Турции (16). Также представлены документы граждан, выезжающих в Израиль, Швейцарию, Эквадор, Португалию, Австрию, Чехию, Мексику, Испанию  и на Кипр.

В рамках представленных полномочий в 2018 году Минюстом Чувашии и органами ЗАГС республики направлено 85 запросов об истребовании документов о регистрации актов гражданского состояния, по которым поступил 71 ответ, в том числе 34 документа – по запросам, направленным в 2017 году. Из компетентных органов иностранных государств в отдел ЗАГС министерства и напрямую в отделы ЗАГС республики поступил 61 запрос. Большая часть запросов (68,8%) поступает непосредственно из органов регистрации актов гражданского состояния иностранных государств.

Для сведения. В 2017 году Минюстом Чувашии и органами ЗАГС республики направлено 193 запроса об истребовании документов о регистрации актов гражданского состояния. Поступил 181 ответ, в том числе 48 документов поступило по запросам, направленным в 2016 году. Из  компетентных органов иностранных государств в отдел ЗАГС министерства и напрямую в отделы ЗАГС республики поступило 108 запросов. Большая часть запросов (80,6%) поступает непосредственно из органов регистрации актов гражданского состояния иностранных государств.

 

Учет государственного и муниципального имущества Чувашской Республики

Эффективное использование государственного и муниципального имущества напрямую зависит от полноты и качества его учета.

В Чувашской Республике еще с 2012 года внедрен автоматизированный сервис обмена данными об имуществе в электронном виде с муниципальными образованиями. Это обеспечило открытость информации о государственном и муниципальном имуществе для всех заинтересованных лиц.

В целях учета объектов государственной собственности республики Минюстом Чувашии ведется реестр государственного имущества Чувашской Республики.

По состоянию на 01.10.2018 в реестре государственного имущества Чувашской Республики учтено 377 юридических лиц, 10811 объектов недвижимости, 281862 единицы движимого имущества, 3173 земельных участка общей площадью 20 тыс. га.

В реестрах муниципального имущества учтены 35083 объекта капитального строительства и 13891 земельный участок, 1194,6 тыс. объектов движимого имущества.

Уровень актуализации реестра государственного имущества Чувашской Республики составляет 98% (муниципального  имущества – 91,3%).

Кроме того, в результате активной работы уровень постановки на государственный кадастровый учет бесхозяйных объектов вырос до 83% (в 2013 г. – 25%). В настоящее время муниципальными образованиями такие объекты вовлекаются в экономический оборот.

В целях обеспечения открытости и доступности информации об объектах государственной собственности и во исполнение поручения Президента России Владимира Путина, данного по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 05.04.2018, на сайте Минюста Чувашии размещены сведения о недвижимом и движимом государственном имуществе Чувашской Республики в виде перечня объектов с указанием информации о правах на него, обременениях и целевом назначении.

Данные сведения актуализируются ежеквартально.

 

  Поступление в консолидированный бюджет Чувашской Республики доходов от управления и распоряжения государственным и муниципальным имуществом

Одной из основных задач Минюста Чувашии является обеспечение поступления неналоговых доходов в бюджет республики за счет эффективного управления и распоряжения государственным и муниципальным имуществом.

Так, в консолидированный бюджет Чувашской Республики за 9 месяцев 2018 года от управления и распоряжения государственным и муниципальным имуществом поступило порядка 1,4 млрд. рублей, что составляет 100% к аналогичному уровню 2017 года.

В структуре неналоговых доходов 48% занимают доходы от аренды имущества и земельных участков, находящихся в распоряжении республики и муниципальных образований – 670,9 млн. рублей. По состоянию на 01.10.2018 в аренду передано 1076 земельных участков общей площадью 11,4 тыс. га, более 100 объектов недвижимости общей площадью 69,6 тыс. кв.м, являющихся казной Чувашской Республики, также АО «Газпром газораспределение Чебоксары» передано в аренду 5163 объекта газового хозяйства протяженностью 8 544,57 тыс. пог. м и 454 объекта движимого имущества.  По данным администраций муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики в аренду передано 1116 объектов муниципального имущества общей площадью более 120,7 тыс. кв. м и 37019 земельных участков общей площадью 281,2 тыс. га, находящихся в распоряжении органов местного самоуправления. Минюстом Чувашии осуществляется мониторинг ставок арендной платы за пользование государственным имуществом Чувашской Республики, муниципальным имуществом и, при выявлении значительного их отклонения от рыночных в меньшую сторону, принятие мер по их увеличению (за исключением ставок по сдаваемому в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства имуществу). В 2018 году в связи с внесением изменений в федеральное законодательство размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности и земельные участки государственная собственность на которые не разграничена, на которых расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства,  определяется на основании рыночной стоимости.

В консолидированный бюджет республики кроме того поступили доходы от приватизации государственного и муниципального имущества – 291,1 млн. рублей. В соответствии с поручением Президента России В.В. Путина осуществлен переход на электронную форму торгов по продаже приватизируемого государственного и муниципального имущества. Чувашская Республика осуществляет электронные торги с 2016 года. В 2017 году соглашения с электронными торговыми площадками заключены всеми администрациями муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики. Реализация поручения Президента страны дало возможность для привлечения широкого круга инвесторов к участию на торгах.

Также в консолидированный бюджет республики поступили доходы от продажи земельных участков – 226,4 млн. рублей, продажи и предоставления в найм квартир Госжилфонда Чувашии – 145,5 млн. рублей, дивидендов от акций – 16,6 млн. рублей, части чистой прибыли, перечисленной государственными и муниципальными унитарными предприятиями – 7,3 млн. рублей, прочие поступления – 51,0 млн. рублей.

Положительная динамика поступлений неналоговых доходов к аналогичному периоду прошлого года наблюдается в Козловском (в 1,5 раза), Мариинско-Посадском (в 1,4 раза), Батыревском, Красночетайском и Янтиковском (в 1,3 раза), Алатырском, Канашском, Моргаушском, Урмарском, Чебоксарском (в 1,2 раза) районах, которые смогли организовать свою работу максимально используя имеющиеся резервы.    

Все средства, полученные от использования республиканского имущества, направлены на решение социальных вопросов и улучшение качества жизни населения.

Отметим, что распоряжение объектами государственной и муниципальной собственности в республике осуществляется на принципах открытости и прозрачности процессов управления имуществом, оптимизации структуры собственности, вовлечения максимального количества объектов в хозяйственный оборот с целью обеспечения поступления неналоговых доходов в республиканский бюджет.

Для сведения. В консолидированный бюджет Чувашской Республики в 2017 году от управления и распоряжения государственным и муниципальным имуществом поступило порядка 2,1 млрд. рублей.

 

Регистрация права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли

Одной из важнейших задач остается повышение эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения. Общая площадь земельного фонда Чувашской Республики составляет 1834,5 тыс. га, из них площадь земель сельскохозяйственного назначения – 1005,8 тыс. га (55%).

Чувашия занимает лидирующие позиции в Приволжском федеральном округе по регистрации невостребованных земельных долей. Сегодня работа в данной сфере органами местного самоуправления полностью завершена. В результате муниципалитеты стали собственниками дополнительных 200 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения.

Наибольшие площади муниципальных долей зарегистрированы в Алатырском – 22,5 тыс. га, Канашском – 16,8 тыс. га, Ядринском – 14,9 тыс. га, Порецком – 14,3 тыс. га и Аликовском – 12,8 тыс. га районах.

Следующий этап предусматривает формирование органами местного самоуправления земельных участков в счет муниципальных земельных долей и вовлечение их в сельскохозяйственный оборот путем передачи в установленном федеральным законом порядке эффективному сельскохозяйственному товаропроизводителю.

Так, по состоянию на 01.10.2018 муниципальными образованиями сформированы в счет земельных долей и поставлены на государственный кадастровый учет земельные участки площадью 147,7 тыс. га, что составляет 74% от муниципальных земельных долей. В сельскохозяйственный оборот путем продажи и передачи в аренду вовлечено 64% муниципальных земельных долей и земельных участков (128,7 тыс. га). Кроме того, для пополнения доходной части местных бюджетов объявлены торги на сформированные в счет земельных долей земельные участки общей площадью 15,9 тыс. га.

Задачей на перспективу является вовлечение всех сельхозземель в хозяйственный оборот и получение доходов в местные бюджеты.

 

Проведение акции «Народная инвентаризация»

В Чувашской Республике положительный опыт имеет проведение акции «Народная инвентаризация» с участием граждан и общественности. Эта практика уже показала хороший результат в ходе инвентаризации пустующих земельных участков населенных пунктов, прошедшей в Чувашии в 2014-2015 годах. Благодаря ей были выявлены более 2 тыс. неиспользуемых участков общей площадью 832 га, вовлечение в оборот которых пополнило местные бюджеты на 183,2 млн. рублей.

В 2017-2018 годах инвентаризация проходит в отношении неиспользуемых, находящихся в аварийном состоянии объектов недвижимости, по которым приняты соответствующие меры реагирования, в том числе путем взаимодействия с контролирующими и надзорными органами. В ходе акции выявлено 1104 объекта, из них сегодня в хозяйственном и налоговом обороте задействованы 86%.

Проведены мероприятия в отношении 141 бесхозяйного объекта (63,2% от количества выявленных в качестве бесхозяйных), зарегистрировано наследниками право собственности на 261 выморочный объект (84,5%), снесен 91 объект и приведено в надлежащий вид 65 объектов (100%), зарегистрировано право собственности правообладателями на 295 объектов (94,6%), реализовано на торгах 74 объекта (71,8%). Доходы местных бюджетов составили 121,1 млн. рублей.

В 2018 году особое внимание уделяется частному сектору с целью побуждения граждан регистрации права собственности на объекты недвижимости.

Данный проект также направлен на улучшение социального самочувствия граждан, так как, во-первых, сами граждане участвуют в акции и в судьбе дальнейшего использования выявленных объектов, во-вторых в результате инвентаризации улучшается внешний облик населенных пунктов – вовлекаются в оборот земельные участки, приводятся в порядок объекты недвижимости, а ветхие и аварийные идут под снос.

             

Формирование Единого информационного ресурса об отдельных объектах недвижимого имущества

В Чувашии создаются самые благоприятные условия для развития бизнеса. С 2013 года в республике функционирует Единый информационный ресурс об отдельных объектах недвижимого имущества, расположенных на территории Чувашской Республики.

Первоначально в ресурс содержал сведения о свободных земельных участках, предназначенных для строительства жилья и реализации инвестиционных проектов. В 2016 году ресурс дополнен свободными от прав третьих лиц объектами капитального строительства, а в 2017 году – свободными земельными участками сельскохозяйственного назначения для сельхозпроизводства.

По состоянию на 01.10.2018 в ресурсе размещены сведения:

- о 348 земельных участках общей площадью 591 га для жилищного строительства и инвестиционной деятельности (в т.ч. 140 участков общей площадью 245 га для жилищного строительства, 208 участков общей площадью 346 га – для размещения объектов, предназначенных для создания промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов и иного развития территорий);

- о 210 земельных участках сельскохозяйственного назначения общей площадью 9614,6 га для сельскохозяйственного производства;

 - о 425 объектах капитального строительства общей площадью 158,4 тыс. кв. м.

Доходы республиканского бюджета от вовлечения в оборот объектов составили более 483 млн. рублей.

Кроме того, земельные участки из ресурса предоставлены 205 многодетным семьям.

Ресурс позволяет физическим и юридическим лицам без «хождения по кабинетам» получить достоверную информацию о свободных объектах государственной и муниципальной собственности, что является одним из положительных факторов, влияющих на инвестиционный климат региона и страны в целом. Объекты, включенные в ресурс, по результатам аукционов можно приобрести в собственность, получить в аренду либо на ином праве в соответствии с действующим законодательством.

 

Предоставление многодетным семьям земельных участков бесплатно

В целях оказания мер социальной поддержки многодетным семьям в Чувашской Республике ведется работа по обеспечению таких семей земельными участками на безвозмездной основе.

Всего с 2011 года, с начала реализации закона «О предоставлении земельных участков многодетным семьям в Чувашской Республике», на учет для получения земельного участка в собственность бесплатно поставлены 12337 многодетных семей. В целях предоставления земельных участков многодетным семьям на государственный кадастровый учет поставлено более 7,5 тыс. участков площадью 1143,6 га.

По состоянию на 01.10.2018 земельные участки предоставлены 6948 многодетным семьям (в том числе с начала 2018 года – 418), из них 4539 семей получили участки для индивидуального жилищного строительства, 2355 семей – для ведения личного подсобного хозяйства, 54 семьи – для дачного строительства. Обеспеченность многодетных семей земельными участками составляет 56%. Право собственности зарегистрировала 5689 многодетных семей (82%).

В рамках оказания содействия муниципальным образованиям в предоставлении земельных участков многодетным семьям из республиканской в муниципальную собственность Аликовского, Вурнарского, Моргаушского, Урмарского, Цивильского, Шемуршинского районов, городов Новочебоксарск и Чебоксары переданы 350,7 га земель. Также заключены соглашения между муниципальными районами и городскими округами о безвозмездной передаче земельных участков общей площадью 267,1 га. Кроме того, многодетным семьям предоставляются земельные участки, выявленные в ходе «народной инвентаризации», и включенные в Единый информационный ресурс.

С учетом поручений Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева планируется внедрить дополнительный механизм решения задачи обеспечения земельными участками многодетных семей путем предоставления федеральных земель, полномочия по распоряжению которыми переданы  Чувашской  Республике.

В настоящее время из состава 6 федеральных участков сформировано и поставлено на кадастровый учет 212 земельных участков для индивидуального жилищного строительства, дополнительно формируются еще 18 участков. Данные участки после строительства инженерной инфраструктуры планируется предоставить многодетным семьям.

 

Перевод земельных участков из одной категории в другую

Министерством продолжается работа по переводу земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и иного специального назначения. Федеральным законодательством установлено, что перевод земель сельскохозяйственного назначения в иные категории допускается в исключительных случаях.

Так, с 2005 по 01.10.2018 годы принято 126 постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики о переводе 1537 земельных участков общей площадью более 2010,4 га из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и иного специального значения.

На официальном сайте Минюста Чувашии размещен реестр земельных участков, переведенных из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и иного специального назначения, с указанием объемов выполненных работ по освоению участков. Реестр содержит сведения о 1420 земельных участках общей площадью 1981,9 га, переведенных с 2005 по 01.01.2018. Освоение переведенных земель составляет 96%.

Минюстом Чувашии совместно с администрациями муниципальных районов ежегодно проводятся осмотры использования по целевому назначению земельных участков, переведенных из земель сельскохозяйственного назначения в иные категории (за исключением земель населенных пунктов). В 2018 году проводится осмотр 12 земельных участков общей площадью 43,49 га на территории Канашского, Моргаушского, Цивильского, Чебоксарского и Ядринского районов.

Кроме того, в 2018 году проведены мероприятия по возврату (переводу) не освоенных по целевому назначению ранее переведенных земель. Так, в отношении земельного участка площадью 4,88 га в Канашском районе, категория которого была изменена в 2011 году и арендатором не обеспечено строительство объекта, осуществлен возврат категории в земли сельскохозяйственного назначения.

Для сведения. В 2017 году проведены осмотры 12 земельных участков общей площадью 50,9 га на территории Алатырского, Канашского, Моргаушского, Цивильского, Чебоксарского и Ядринского районов, по результатам которых установлено, что в Цивильском, Канашском, Моргаушском и Чебоксарском районах не освоены 8 участков площадью 36,5 га. Данная информация доведена до Управления Росреестра по Чувашской Республике.

Также имеются ходатайства заинтересованных лиц о переводе земельных участков сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и иного специального назначения, на которых уже возведены объекты, не связанные с сельскохозяйственным производством. В таких случаях органам местного самоуправления ставится задача осуществлять меры по сносу незаконно возведенных объектов.

 

О рассмотрении извещений о намерении продать земельные участки сельскохозяйственного назначения

Продолжается работа по рассмотрению извещений о намерении продать земельные участки в рамках реализации Чувашской Республикой преимущественного права покупки земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Данный порядок утвержден постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 09.04.2014 № 109.

Всего в Минюст Чувашии за 9 месяцев 2018 года поступило 294 извещения от собственников о продаже 422 земельных участков и земельных долей в праве общей долевой собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения.

Наибольшее количество обращений граждан поступило из Батыревского (144 извещения), Чебоксарского (80 извещений) и Моргаушского (78 извещений) районов.

Минимальная цена выкупа земельного участка (286 рублей за 1 га) была предложена собственником на территории Батыревского района, максимальная (10 000 000 рублей за 1 га) – на территории Моргаушского района.

Для сведения. В 2017 году от собственников поступило 483 извещения о продаже 581 земельного участка и земельных долей в праве общей долевой собственности из земель сельскохозяйственного назначения.

Напомним, что оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения их целевого использования, а земельные участки сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства и иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельностью.

Действие  Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные, дачные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества.

 

Государственная кадастровая оценка объектов недвижимости

В 2018 году на территории Чувашской Республики проведены работы по государственной кадастровой оценке более 764 тыс. объектов капитального строительства и более 135 тыс. земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения.

Кадастровая оценка проводилась по новым правилам в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» и новыми методическими указаниями (ранее кадастровая оценка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»). Особенность проведения государственной кадастровой оценки в рамках указанного закона в том, что проводится она специально созданными в субъектах Российской Федерации государственными бюджетными учреждениями, а не оценочными организациями, которые ранее отбирались по итогам аукционов и конкурсов.  В Чувашской Республике для этих целей создано бюджетное учреждение «Чуваштехинвентаризация» Минюста Чувашии.

Проект отчета об определении кадастровой стоимости, подготовленный БУ «Чуваштехинвентаризация», был размещен с 24 июля на сайте Росреестра в Фонде данных государственной кадастровой оценки, а также на сайте самого учреждения http://chuvti.ru.

Замечания к проекту отчета можно было представить в течение 50 дней, по 11 сентября 2018 года, в БУ «Чуваштехинвентаризация» и через МФЦ лично, почтовым отправлением, с использованием сети «Интернет», включая Портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ).

Всего в бюджетное учреждение от собственников в целях уточнения характеристик объектов поступило 1993 замечания к промежуточным отчетным документам, из них 1992 объектам капитального строительства. Все они рассмотрены, замечания учтены по 1194 объектам капитального строительства. По результатам внесения изменений кадастровая стоимость по группам на объекты капитального строительства в среднем снизилась более чем на 3%.

В соответствии с пунктом 25 статьи 14 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» Росреестром (г. Москва) проведена проверка отчета об итогах государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, подготовленного БУ «Чуваштехинвентаризация» Минюста Чувашии. По итогам проведенной проверки отчет принят без замечаний и признан соответствующим требованиям законодательству о государственной кадастровой оценке.

Утвердить результаты кадастровой стоимости объектов капитального строительства и земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения планируется в ноябре 2018 года. Новую кадастровую оценку объектов недвижимости планируется применить с 2019 года.