Вопросы и ответы

11.10.2019
Как работник может отозвать заявление об увольнении по собственному желанию?

Согласно ч. 4 ст. 80, ч. 4 ст. 127 ТК РФ работник может отозвать заявление об увольнении по собственному желанию в любое время, вплоть до 24.00 дня, когда должно быть оформлено увольнение.

Он лишается этого права лишь в исключительном случае: когда на его место в письменной форме был приглашен другой работник, которому по закону нельзя отказать в заключении договора. Например, новый работник по письменному предложению работодателя переводится от другого работодателя, в таком случае отсутствует возможность отказа такому работнику в заключении договора в течение месяца со дня его увольнения.

Так, к примеру, Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда восстановила работника, который отозвал заявление об увольнении по электронной почте. Работодатель должен был учесть его обращение. Если оставались сомнения, оформлять ли увольнение, нужно было уточнить волю сотрудника.

Организация посчитала, что работник злоупотребил правом, отозвав заявление в последний рабочий день в 17 ч. 24 мин. Суд не согласился с доводом. Работник успел воспользоваться правом отозвать заявление до окончания срока предупреждения.

05.10.2019
Должны ли школьники сдавать нормы ГТО?

На основании части 3 статьи 31.1 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» выполнение нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО осуществляется добровольно.

Добровольность определена одним из принципов, на которых основывается Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО)» (подпункт «а» пункта 4 Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2014 № 540).

Таким образом, обязанность сдавать нормы ГТО, равно как и перечень лиц, обязанных их сдавать, законодательством не установлена. Выполнение указанных норм является добровольным.

27.09.2019
Для обучения ребенка нанят репетитор. Может ли родитель получить вычет по НДФЛ по расходам на репетитора?

Если ребенок до 24 лет обучается по очной форме, родители вправе получить вычет по НДФЛ в размере фактически произведенных расходов на его учебу, но не более 50 000 руб. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей. Это предусмотрено подпунктом 2 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). В нем также сказано, что вычет может быть предоставлен при прохождении обучения, как в организации осуществляющей образовательную деятельность, так и у индивидуального предпринимателя. При этом, если предприниматель проводит обучение сам (без привлечения педагогических работников), сведения об осуществлении им образовательной деятельности должны содержаться в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП). В этом случае наличие у него лицензии на образовательную деятельность не требуется.

Справочно. Для возникновения у родителей права на вычет необходимо выполнение следующих условий:

-   ребенок обучается по очной форме обучения;

- репетитор является индивидуальным предпринимателем и сведения об осуществлении им образовательной деятельности содержатся в ЕГРИП.

Министерство финансов Российской Федерации в письме от 11.01.2018
№ 03-04-05/574 это подтверждает.

Рассмотрим, как родителю доказать, что эти условия соблюдены.

Форма обучения указывается в договоре, который заключен с репетитором - индивидуальным предпринимателем (подпункт «л» пункта 12 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 № 706). А предприниматель, так же как и образовательные организации, вправе оказывать образовательные услуги по очной, очно-заочной или заочной форме (пункт 20 статьи 2, пункт 2 статьи 17 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об образовании). До начала обучения репетитор должен предоставить родителям ребенка информацию о своей государственной регистрации, об уровне своего профессионального образования, стаже педагогической работы и стаже занятия индивидуальной педагогической деятельностью (пункт 4 статьи 32 Федерального закона об образовании).

Соответственно, при наличии договора на получение образовательных услуг, в котором указана очная форма обучения, документов, подтверждающих оплату, и выписки из ЕГРИП, представленной репетитором, из которой следует, что он занимается образовательной деятельностью, родитель может получить вычет по расходам на обучение ребенка у репетитора.

20.09.2019
Меня интересует, прекращает ли смерть заемщика действие кредитного договора, заключенного между ним и банком, и дальнейшее начисление процентов за пользование данным кредитом? Должны ли наследники нести ответственность по уплате процентов за пользование кредитом в порядке, который предусмотрен договором займа, после смерти заемщика-наследодателя?

Смерть заемщика не прекращает действие кредитного договора, заключенного между ним и банком, и дальнейшее начисление процентов за пользование кредитом. Наследники должны нести ответственность по уплате процентов за пользование кредитом в порядке, который предусмотрен договором займа, и после смерти заемщика-наследодателя.

Справочно. В соответствии с пунктом 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ)  по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование ею, а также предусмотренные кредитным договором иные платежи, в том числе связанные с предоставлением кредита.

Согласно  статьи 418 ГК РФ обязательство прекращается смертью должника, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника либо обязательство иным способом неразрывно связано с личностью должника.

Вместе с тем обязанность заемщика отвечать за исполнение обязательств, возникающих из кредитного договора, носит имущественный характер, не обусловлена личностью заемщика и не требует его личного участия, поэтому такое обязательство смертью должника на основании вышеприведенной нормы права не прекращается, а в силу статьи 1112 ГК РФ входит в состав наследства и переходит к его наследникам в порядке универсального правопреемства.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 1175 ГК РФ наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно. Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества. Кредиторы наследодателя вправе предъявить свои требования к принявшим наследство наследникам в пределах сроков исковой давности, установленных для соответствующих требований.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» (далее – постановление) разъяснил, что, поскольку смерть должника не влечет прекращения обязательств по заключенному им договору, наследник, принявший наследство, становится должником и несет обязанности по их исполнению со дня открытия наследства (например, в случае, если наследодателем был заключен кредитный договор, обязанности по возврату денежной суммы, полученной наследодателем, и уплате процентов на нее) (п.61). Смерть должника не является обстоятельством, влекущим досрочное исполнение его обязательств наследниками. Наследник должника по кредитному договору обязан возвратить кредитору полученную наследодателем денежную сумму и уплатить проценты на нее в срок и в порядке, которые предусмотрены договором займа (п. 61).

Таким образом, смерть должника не прекращает действие кредитного договора и начисление процентов за пользование кредитом. Наследники должны нести ответственность по уплате процентов за пользование кредитом в размере стоимости перешедшего в порядке наследования наследственного имущества.

31.08.2019
Какая установлена ответственность за нарушение обязанностей по воинскому учету?
Иван А.

В соответствии со статьей 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей. 

Справочно. Воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, граждане, пребывающие в запасе (в их числе граждане, уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу, уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах, прошедшие альтернативную гражданскую службу, лица женского пола, имеющие военно-учетные специальности (пункт 14 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 719).

26.08.2019
Что можно получить на портале государственных и муниципальных услуг?
Иван П.

Согласно статье 21 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон) единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в части 3 статьи 1 Федерального закона, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет) и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг.

 Единый портал государственных и муниципальных услуг обеспечивает:

доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг;

доступность для копирования и заполнения в электронной форме запроса и иных документов, необходимых для получения государственной или муниципальной услуги либо услуги, указанной в части 3 статьи 1 Федерального закона;

возможность подачи заявителем с использованием информационно-телекоммуникационных технологий запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги, заявления о предоставлении услуги, указанной в части 3 статьи 1 Федерального закона, и иных документов, необходимых для получения государственной или муниципальной услуги, заявления о предоставлении услуги, указанной в части 3 статьи 1 Федерального закона;

возможность получения заявителем сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги, заявления о предоставлении услуги, указанной в части 3 статьи 1 Федерального закона;

возможность получения заявителем с использованием информационно-телекоммуникационных технологий результатов предоставления государственной или муниципальной услуги, за исключением случаев, когда такое получение запрещено федеральным законом, а также результатов предоставления услуги, указанной в части 3 статьи 1 Федерального закона;

возможность оплаты заявителем с использованием электронных средств платежа предоставления государственных и муниципальных услуг, услуг, указанных в части 3 статьи 1 и части 1 статьи 9 Федерального закона, и уплаты иных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, представление информации об уплате которых допускается с использованием информации, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, если иное не предусмотрено федеральными законами;

возможность предоставления заявителям информации из государственных информационных систем в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

реализацию иных функций, которые вправе определить Правительство Российской Федерации.

26.08.2019
Какие документы относятся к документам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации?
Светлана И.

Соответствующие основные документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, определены в статье 7 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и в Указе Президента Российской Федерации от 21.12.1996 № 1752 «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации». К ним относятся паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт.

19.08.2019
Относится ли лестничная площадка внутри жилого многоквартирного дома к общественным местам и распространяется ли запрет на курение на эту территорию?
Илья М.

Лестничная площадка относится к местам общего пользования многоквартирных домов, и в том случае если собственники квартир в этом доме возражают против курения на лестничной площадке, то запрет на курение распространяется и на нее.

В статье 9 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее – Федеральный закон) установлено, что в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака граждане имеют право на:

1) благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

2) возмещение вреда, причиненного их жизни или здоровью, имуществу вследствие нарушения другими гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и (или) юридическими лицами законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

В соответствии со статьей 6.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленного Федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1500 руб.

Кроме того действующее законодательство допускает компенсацию морального вреда за нарушение прав граждан в сфере охраны здоровья от воздействия окружающего табачного дыма (статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 23 Федерального закона, пункт 2 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018).

13.08.2019
Что делать, если сосед построил баню слишком близко к забору
Самарин В.

Поступает немало обращений граждан с жалобами на соседей, которые возвели на границе принадлежащих им участков строения.

Этот вопрос входит в компетенцию районных администраций или сельских поселений. Параметры минимальных отступов зданий, строений, сооружений от границ земельных участков установлены правилами землепользования и застройки соответствующих муниципальных образований. Они размещены на сайтах местных администраций.

Если и муниципалитет не сможет помочь в спорной ситуации, то следует обратиться в суд. При этом собственник земельного участка может заявить там, что сосед должен снести или перенести хозяйственные постройки, а также убрать деревья и кустарники, расположенные в непосредственной близости от его участка.

В нашей республике уже имеются судебные прецеденты по рассмотрению таких категорий дел. Так, подобный конфликт не смогли разрешить между собой два соседа — Светлана Харитонова и Павел Борисов. Эта история началась с иска Светланы к соседу, в котором женщина просила перенести баню, возведенную Павлом, объясняя это тем, что она частично расположена на ее участке.

В свою очередь, Павел обратился со встречным иском и просил суд обязать соседку перенести не только ее баню, но и сарай, а также часть фруктовых деревьев и ягодных кустарников, мотивируя тем, что строения и растительность расположены от границы его участка на значительно меньшем расстоянии, чем это предусмотрено градостроительными нормами и правилами. Кроме того, крыша и водосток бани Харитоновой свисают над его участком, что приводит к стоку на него атмосферных осадков.

По этому делу была проведена судебная экспертиза. Было установлено, что баня Борисова действительно пересекает границу соседнего земельного участка, а баня Харитоновой расположена от границы участка соседа на расстоянии 1,4 метра, что соответствует градостроительным нормам и правилам. А вот деревья и кустарники на участке женщины находятся слишком близко к соседскому забору.

Суд, определяя нормативы расстояний от расположенного на участке жилого дома, хозяйственных строений, а также деревьев и кустарников до границ соседнего участка, руководствовался нормативами градостроительного проектирования, действовавшими на момент возведения объектов (бань и сарая). Разрешив спор, он обязал Борисова перенести баню вглубь своего участка на расстояние не менее метра от границы участка соседки и провести работы по рекультивации освобожденной земельной части. А Харитоновой было предписано перенести деревья не менее чем на 2 метра, а кустарник — не менее чем на метр от границ соседнего участка.

По другому спору в аналогичной ситуации соседи смогли договориться друг с другом, заключив мировое соглашение, которое утвердил суд. По его условиям было установлено местоположение границы между смежными земельными участками с учетом существующего ограждения и контуров возведенных зданий. Кроме того, один из соседей обязался оборудовать скат крыши крытого двора, обращенный в сторону соседнего участка, снегозадерживающими устройствами.

22.07.2019
В этом году я переехал в Чувашскую Республику и планировал устроиться на работу. При сборе документов для трудоустройства оказалось, что потерял приложение к диплому об окончании вуза. Можно ли его восстановить?

Вы можете получить дубликат приложения к диплому, для чего следует обратиться в учебное заведение, в котором Вами был получен диплом с приложением.

Дубликат приложения выдается на основании личного заявления в месячный срок после подачи указанного заявления.

Процедура обращения за дубликатом приложения к диплому и его выдачи установлена приказом Минобрнауки России от 13.02.2014 №112 «Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов» (зарегистрирован в Минюсте России 07.03.2014 № 31540).

19.07.2019
Мой сын учится в школе и хочет во время учебы подрабатывать. А какова продолжительность рабочего времени для школьников? Сыну в августе исполняется 15 лет.
Анастасия

В соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации продолжительность рабочего времени для работников в возрасте до 16 лет должна быть сокращенной - не более 24 часов в неделю.

Кроме того предусмотрено, что продолжительность рабочего времени лиц в возрасте до 18 лет, получающих общее образование и совмещающих в течение учебного года получение образования с работой, не может превышать половины указанной нормы.

В соответствии со статьей 94 Трудового кодекса Российской Федерации продолжительность ежедневной работы (смены) для работников в возрасте от 15 до 16 лет не может превышать 5 часов.

В случае, если несовершеннолетний в течение учебного года совмещает с работой получение общего образования, продолжительность его ежедневной работы (смены) должна быть еще меньше, в частности, для лиц в возрасте от 14 до 16 лет - не более 2,5 часов.

15.07.2019
Можно ли принять на работу иностранного гражданина без разрешения на работу, имеющего свидетельство о предоставлении временного убежища?

Иностранный гражданин, имеющий свидетельство о предоставлении временного убежища, принимается на работу без разрешения на работу. 

Справочно. В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста 18 лет, при наличии разрешения на работу или патента.

В силу подпункта 12 пункта 4 статьи 13 указанного Федерального закона № 115-ФЗ указанный порядок не распространяется на иностранных граждан, получивших временное убежище на территории Российской Федерации, - до утраты ими временного убежища или лишения их временного убежища.

Таким образом, иностранного гражданина, имеющего свидетельство о предоставлении временного убежища, можно принять на работу без разрешения на работу (пункт 3 статьи 12 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах»).