Информация по 1 вопросу

Анализ ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Чувашской Республики за 11 месяцев 2019 года 

Минюстом Чувашии проводится работа по организации и ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Чувашской Республики, осуществляемая в соответствии с Законом Чувашской Республики от 17.12.2008 № 67 «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Чувашской Республики».

Так, по состоянию на 1 декабря 2019 г. в регистр включен:

122 991 муниципальный нормативный правовой акт, в том числе за истекший период 2019 г.–  16 192 актов (АППГ – 13 808 актов), что на 2 384 МНПА больше (17%);

актуализировано 55 283 муниципальных нормативных правовых актов, в том числе за истекший период 2019 г. – 10 459 актов (АППГ – 7 818 актов), что на 2 641 МНПА больше (34%);

29 955 дополнительных сведения, из них актов прокурорского реагирования, решений судов – 9 161, в том числе за 11 месяцев 2019 г. – 4 060, из них актов прокурорского реагирования, решений судов – 1866 (АППГ – 1301), что на 565 актов больше (43%).

В рамках оказания методической помощи органам местного самоуправления проведена правовая экспертиза 20 794 муниципальных актов, в том числе за 11 месяцев 2019 г. –  2194 муниципальных актов (АППГ – 2362 акта), меньше на 168 (7%), по которым составлены экспертные заключения и направлены органам местного самоуправления.

По результатам экспертизы несоответствия действующему законодательству выявлены в 258 актах (АППГ – 308 актов), что составляет 12% от общего числа экспертиз; 1 825 актов (АППГ –  1831 акта) соответствуют действующему законодательству, что составляет 83% от общего числа экспертиз; 111 актов (АППГ – 223 актов) не соответствуют правилам юридической техники, что составляет 5 % от общего числа экспертиз.

Министерством также проведена антикоррупционная экспертиза 11 807 муниципальных актов, в том числе за 11 месяцев 2019 г. – 2 194 актов (АППГ – 2 362).

В рассматриваемых муниципальных актах выявлен 641 коррупциогенный фактор, в том числе за 11 месяцев 2019 г. – 266 (на 54% больше, чем в прошлом году (в АППГ – 173).

Наиболее часто допускаемыми коррупциогенными факторами, согласно Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 являются:

- широта дискреционных полномочий – отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц) (подпункт «а» пункта 3 Методики);

- отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка (подпункт «ж» пункта 3 Методики);

- определение компетенции по формуле «вправе» – диспозитивное установление возможности совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций.

На основании экспертных заключений Минюста Чувашии органами местного самоуправления проводится работа по устранению коррупциогенных факторов в муниципальных актах.

В соответствии со статьей 5 Закона Чувашской Республики от 17.12.2008
№ 67 «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Чувашской Республики» глава муниципального образования (глава местной администрации) обеспечивает направление в течение пяти рабочих дней по окончании каждого месяца в уполномоченный орган муниципальных актов, а также сведений об источнике и дате их официального опубликования (обнародования) в электронном виде, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

В целом органы местного самоуправления своевременно представляют в Министерство муниципальные нормативные правовые акты для включения в регистр.

В целях улучшения качества разрабатываемых и принимаемых органами местного самоуправления муниципальных актов Минюстом Чувашии постоянно осуществляется методическая работа, в том числе проведение семинаров, разработка методических материалов, консультирование.

За отчетный период проведено 4 выездных семинаров-совещаний в  Порецком, Батыревском, Вурнарском, Аликовском районах, в ходе которых рассмотрены типичные нарушения федерального законодательства и правил юридической техники при разработке и принятии муниципальных нормативных правовых актов, принципы проведения антикоррупционной экспертизы, проанализированы коррупциогенные факторы, выявленные министерством при проведении антикоррупционной экспертизы. Практика проведения выездных семинаров показала свою высокую эффективность и будет продолжена в следующем году.

В 2019 году Минюстом Чувашии проведены:

- анализ нарушений при представлении муниципальных актов для включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов Чувашской Республики, а также нарушений действующего законодательства и правил юридической техники при принятии муниципальных нормативных правовых актов за I полугодие 2019 года;

- анализ работы органов местного самоуправления по приведению муниципальных нормативных правовых актов в соответствие с федеральным законодательством на основании экспертных заключений Министерства за I полугодие 2019 года.

- ежеквартальный мониторинг деятельности органов местного самоуправления по представлению муниципальных актов для включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов Чувашской Республики.

Работа Минюста Чувашии по ведению регистра осуществляется в тесном взаимодействии с органами прокуратуры Чувашской Республики, Управлением Минюста России по Чувашской Республике, УФАС по Чувашской Республике. В рамках заключенных соглашений с вышеуказанными государственными органами осуществляется обмен информацией, касающейся муниципальных актов, проведение совместных семинаров-совещаний.

Министерством еженедельно осуществляется обновление федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов, путем выгрузки муниципальных нормативных правовых актов и дополнительных сведений к ним, содержащихся в регистре, на сервер Минюста России.

Задачами на 2020 год в работе по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Чувашской Республики являются:

- обеспечение ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов в соответствии с установленными требованиями и сроками;

- принятие дополнительных мер по повышению качества и количества проведения правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Чувашской Республики;

- оказание методической помощи органам местного самоуправления в целях повышения качества принимаемых ими муниципальных актов путем проведения выездных семинаров со специалистами сельских поселений, ответственных за разработку муниципальных актов.

Рекомендовать органам местного самоуправления на 2020 год:

- в соответствии с законом Чувашской Республики своевременно представлять муниципальные нормативные правовые акты Чувашской Республики для включения в регистр;

- повысить качество принимаемых муниципальных нормативных правовых актов Чувашской Республики.