Итоги 2017 года
О деятельности Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики в 2017 году
В 2017 году Министерством юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики (далее – Минюст Чувашии) продолжена работа по реализации государственной политики в сфере юстиции, находящейся в ведении Чувашской Республики, имущественных и земельных отношений, управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Чувашской Республики, включая земельные участки, находящиеся в государственной собственности Чувашской Республики, в соответствии с возложенными задачами и функциями.
Работа осуществлялась во взаимодействии с органами исполнительной, законодательной и судебной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, Прокуратурой Чувашской Республики, Нотариальной палатой Чувашской Республики, Адвокатской палатой Чувашской Республики, Военным комиссариатом Чувашской Республики, Общественной палатой Чувашской Республики, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями по следующим основным направлениям деятельности.
Проведение правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов Чувашской Республики и их проектов
В 2017 году Минюстом Чувашии продолжена целенаправленная работа по правовому обеспечению нормотворческой деятельности Главы Чувашской Республики, Кабинета Министров Чувашской Республики, органов исполнительной власти Чувашской Республики.
Правовая экспертиза проектов правовых актов Чувашской Республики проводится Министерством в соответствии с требованиями Указа Президента Чувашской Республики от 07.06.2011 № 45 «Об утверждении Порядка подготовки и внесения проектов указов и распоряжений Главы Чувашской Республики», постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 17.01.2006 № 8 «О порядке подготовки и внесения проектов постановлений и распоряжений Кабинета Министров Чувашской Республики» и иных нормативных правовых актов Чувашской Республики, регулирующих вопросы подготовки проектов.
Проводимая министерством правовая экспертиза проектов правовых актов Чувашской Республики, разработанных органами исполнительной власти Чувашской Республики, направлена в первую очередь на обеспечение их соответствия Конституции Российской Федерации, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Конституции Чувашской Республики, правилам юридической техники.
Количество проектов правовых актов, по которым проведена правовая экспертиза, за отчетный период составило 2419 (АППГ – 2578), из них 55 проектов законов Чувашской Республики (АППГ – 82), 83 проекта указов Главы Чувашской Республики (АППГ – 90), 89 проектов распоряжений Главы Чувашской Республики (АППГ – 123), 626 проектов постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики (АППГ – 659), 522 проектов распоряжений Кабинета Министров Чувашской Республики (АППГ – 611), 103 проектов соглашений (АППГ – 123), 941 проекта федеральных законов (АППГ – 890).
По результатам правовой экспертизы министерством с 2011 года проводится ежеквартальный мониторинг качества подготовки органами исполнительной власти Чувашской Республики проектов правовых актов Чувашской Республики с последующим информированием о его результатах Кабинета Министров Чувашской Республики.
В отчетном периоде были проведены мониторинги качества подготовки органами исполнительной власти Чувашской Республики проектов правовых актов Чувашской Республики за 2016 год, 1, 2 и 3 кварталы 2017 года.
По результатам мониторинга качества подготовки органами исполнительной власти Чувашской Республики проектов правовых актов Чувашской Республики за 2017 год следует отметить высокий уровень подготовки проектов правовых актов Чувашской Республики в Министерстве физической культуры и спорта Чувашской Республики, Министерстве финансов Чувашской Республики, Государственной службе Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, Государственной ветеринарной службе Чувашской Республики.
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов Чувашской Республики и их проектов
Минюстом Чувашии проводится антикоррупционная экспертиза в отношении всех поступающих в министерство проектов нормативных правовых актов Чувашской Республики, разрабатываемых органами исполнительной власти Чувашской Республики, проектов нормативных правовых актов Чувашской Республики, разрабатываемых министерством, нормативных правовых актов органов исполнительной власти Чувашской Республики, представляемых в министерство на государственную регистрацию. Также министерство осуществляет антикоррупционную экспертизу действующих нормативных правовых актов Чувашской Республики в рамках рассмотрения проектов нормативных правовых актов Чувашской Республики, предусматривающих внесение изменений в действующие нормативные правовые акты Чувашской Республики, представленные органами исполнительной власти Чувашской Республики.
За 2017 год проведено 1632 (АППГ – 1632) антикоррупционных экспертиз в отношении:
764 (АППГ – 831) проектов нормативных правовых актов Чувашской Республики, представленных органами исполнительной власти Чувашской Республики;
88 (АППГ – 58) проектов нормативных правовых актов Чувашской Республики, разработанных Минюстом Чувашии;
780 (АППГ – 743) ведомственных нормативных правовых актов в ходе их государственной регистрации.
По результатам проведенных за 2017 год антикоррупционных экспертиз выявлены 7 коррупциогенных факторов в 4 проектах постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики, представленных органами исполнительной власти Чувашской Республики.
Основной задачей министерства на 2018 год является обеспечение качества проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Чувашской Республики и их проектов.
В соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики органами исполнительной власти Чувашской Республики осуществляется взаимодействие с независимыми экспертами, уполномоченными на проведение антикоррупционной экспертизы (далее – независимые эксперты), все проекты нормативных правовых актов Чувашской Республики размещаются на официальном сайте regulations.cap.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Обязанность по размещению установлена в нормативных правовых актах Чувашской Республики. Предложения, поступающие от независимых экспертов, учитываются в ходе проектной работы.
В 2017 году одним независимым экспертом по результатам независимой антикоррупционной экспертизы 18 проектов нормативных правовых актов Чувашской Республики (АППГ – 25 проектов) и 1 нормативного правового акта Чувашской Республики разработчику проектов направлены соответствующие заключения об отсутствии коррупциогенных факторов в рассмотренных им проектах.
На сегодняшний день на территории Чувашской Республики действуют 9 независимых экспертов, аккредитованных Министерством юстиции Российской Федерации на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, – 7 физических лиц и 2 юридических лица.
В целях оказания независимым экспертам методической помощи на официальном сайте Министерства на Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» создан баннер «Независимая антикоррупционная экспертиза», который содержит информацию о независимых экспертах, а также справочную информацию для проведения независимой антикоррупционной экспертизы (в том числе актуальные тексты нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов Чувашской Республики, регламентирующих порядок проведения антикоррупционной экспертизы, ссылку на сайт regulations.cap.ru).
Государственная регистрация ведомственных нормативных правовых актов органов исполнительной власти Чувашской Республики
В целях обеспечения единства правового пространства, реализации основного конституционного принципа – принципа защиты прав и свобод человека и гражданина Минюстом Чувашии осуществляется регистрация нормативных правовых актов органов исполнительной власти Чувашской Республики.
Начиная с 2001 года министерством в электронном виде ведется Реестр государственной регистрации нормативных правовых актов органов исполнительной власти Чувашской Республики, в котором по состоянию на 01.01.2018 содержится 3506 НПА.
В 2017 году органами исполнительной власти Чувашской Республики в Минюст Чувашии для государственной регистрации представлено 786 правовых актов (приказов, постановлений, распоряжений) (АППГ – 771), из них зарегистрировано 764 нормативных правовых актов (АППГ – 729). Наибольшее количество актов зарегистрировано у Госслужбы Чувашии по конкурентной политике и тарифам – 144 и Минстроя Чувашии – 90.
Кроме этого, по результатам рассмотрения представленных на государственную регистрацию документов министерством:
возвращено без государственной регистрации 6 актов (АППГ – 23);
отказано в государственной регистрации 16 актов, что составило 2% от числа поступивших на государственную регистрацию актов (АППГ – 14 или 1,8% от поступивших актов).
Причинами отказа в государственной регистрации стали несоответствие нормативных правовых актов органов исполнительной власти Чувашской Республики законодательству Российской Федерации и законодательству Чувашской Республики, наличие коррупциогенных факторов.
В 2017 году министерством в ряде органов исполнительной власти Чувашской Республики проведены проверки выполнения работ по отбору нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации, по результатам которых в их адрес направлены соответствующие заключения.
Кроме того, в 2017 году Минюстом Чувашии рассмотрено 848 проектов федеральных законов.
Основные задачи на 2018 год:
обеспечение своевременности государственной регистрации нормативных правовых актов органов исполнительной власти Чувашской Республики;
организация контроля органов исполнительной власти Чувашской Республики по обеспечению направления на государственную регистрацию принимаемых ими нормативных правовых актов;
организация и проведение работы по повышению качества нормотворческой деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики и своевременности принятия нормативных правовых актов Чувашской Республики в соответствие с федеральным законодательством;
общая координация деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики по осуществлению мониторинга правовых актов Чувашской Республики на предмет соответствия законодательству Российской Федерации.
Методическое обеспечение деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики
Во исполнение Указа Президента Чувашской Республики от 14.10.1997 № 91 «О повышении качества юридического обеспечения деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики» министерством осуществляются координация и методическое обеспечение деятельности юридических служб органов исполнительной власти Чувашской Республики.
В целях обеспечения организации работы в органах исполнительной власти Чувашской Республики по повышению качества разрабатываемых проектов и своевременному приведению нормативных правовых актов Чувашской Республики в соответствие с федеральным законодательством был проведен семинар-совещание с заместителями министров (руководителей) органов исполнительной власти Чувашской Республики с участием представителей Государственно-правового управления Главы Чувашской Республики, Прокуратуры Чувашской Республики, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике.
Организованы и проведены рабочие совещания по обсуждению проблемных вопросов нормотворческой деятельности, связанных с низким качеством разрабатываемых проектов и длительными сроками подготовки проектов, направленных на приведение нормативных правовых актов Чувашской Республики в соответствие с федеральным законодательством, в Министерстве природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, Министерстве строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Министерстве труда и социальной защиты Чувашской Республики. Также на данных рабочих совещаниях были рассмотрены конкретные нарушения законодательства Российской Федерации и законодательства Чувашской Республики, допущенные разработчиками проектов указанных органов исполнительной власти Чувашской Республики. По итогам рабочих совещаний в органах исполнительной власти Чувашской Республики приняты соответствующие меры, в том числе дисциплинарного характера.
Ведение регистра муниципальных нормативных правовых актов Чувашской Республики
Минюстом Чувашии также продолжена работа по организации и ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Чувашской Республики, осуществляемая в соответствии с Законом Чувашской Республики от 17.12.2008 № 67 «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Чувашской Республики».
По состоянию на 01.01.2018 в регистр включены 90 987 муниципальных НПА, в том числе за 2017 год – 14 302 муниципальных акта, 21 913 дополнительных сведений (за 2017 год – 2 898), из них актов прокурорского реагирования 5 832 (за 2017 года – 989).
Актуализированы 35 926 муниципальных актов, в том числе за 2017 год – 6 988 муниципальных актов.
В рамках оказания методической помощи органам местного самоуправления проведена правовая и антикоррупционная экспертиза 16 081 муниципального акта, в том числе за 2017 год – 1 910 муниципальных актов, по которым составлены экспертные заключения и направлены органам местного самоуправления.
Проведены 9 семинаров со специалистами органов местного самоуправления.
Задача на 2018 год – проведение информационной и разъяснительной работы среди населения о возможности пользования информацией из регистра муниципальных НПА. В настоящее время из регистра граждане и юридические лица могут получить необходимые сведения о муниципальных нормативных правовых актах (номер и дату регистрации НПА, реквизиты, информацию об изменении, отмене (признании утратившим силу) или приостановлении действия муниципального акта, копию текста муниципального акта и др.).
Организационное обеспечение деятельности мировых судей Чувашской Республики
Следующим направлением в деятельности министерства является организационное обеспечение деятельности мировых судей Чувашской Республики, которое включает в себя кадровое, финансовое, материально-техническое и информационное обеспечение.
Формирование кадрового состава гражданских служащих аппарата мировых судей, назначение на должность гражданской службы осуществляется по обязательному согласованию с мировым судьей. Специалисты аппарата мировых судей состоят в штате министерства и являются государственными гражданскими служащими Чувашской Республики. Численность специалистов судебных участков составляет 194 шт. ед. Назначение специалистов на судебные участки осуществляется по конкурсу или из кадрового резерва. Регулярно проводятся конкурсы для включения в кадровый резерв.
В рамках государственного заказа на дополнительное профессиональное образование государственных гражданских служащих Чувашской Республики, финансируемых за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, в 2017 году прошли обучение 44 специалиста аппарата мировых судей Чувашской Республики.
В Чувашской Республике действуют 68 судебных участков мировых судей.
На мировых судей приходится наибольшие количество судебных дел, разрешаемых всеми судами общей юрисдикции республики. Так, по данным судебной статистики за 9 месяцев 2017 года мировые судьи республики рассмотрели 79% судебных дел от общего количества всех рассматриваемых дел судами общей юрисдикции республики, из них: уголовных дел – 54%, гражданских дел – 76%, дел об административных правонарушениях – 86%.
В целях повышения эффективности использования бюджетных средств министерством закупки для обеспечения деятельности и бесперебойной работы мировых судей и их аппарата осуществляются путем проведения конкурентных процедур. В 2017 году проведено 65 закупок на общую сумму 15,3 млн. рублей. Кроме того, заключено более 230 государственных контрактов и гражданско-правовых договоров, в том числе на аренду, текущий ремонт помещений, предоставление коммунальных услуг, приобретение расходных материалов.
На обеспечение деятельности мировых судей Чувашской Республики в 2017 году из республиканского бюджета Чувашской Республики выделено 108,9 млн. рублей. В 2018 году предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований на 6%, что составляет 113,2 млн. рублей.
Основной задачей на 2018 год является подбор удобных по месторасположению для населения зданий (помещений) судов, созданию мировым судьям и сотрудникам их аппаратов надлежащих условий для отправления правосудия, комфортного и безопасного пребывания в них граждан.
Бесплатная юридическая помощь и правовое просвещение населения
Одним из направлений деятельности министерства, как уполномоченного органа исполнительной власти Чувашской Республики по реализации в Чувашской Республике государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, является вопрос координации и мониторинга деятельности в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощи.
Всего с 2012 года, за период реализации Закона Чувашской Республики «О бесплатной юридической помощи в Чувашской Республике», такую помощь получили более 224 тыс. граждан. Если на федеральном уровне право на получение юридической помощи бесплатно предоставлено 27 категориям граждан, то в Чувашской Республике имеют такое право 33 категории, а с 2018 года – 41 категория.
Всего же в Чувашии право на получение такой помощи имеют свыше 193 тыс. жителей. Как показывает практика, чаще других за бесплатной юридической помощью обращаются инвалиды I и II групп, малоимущие граждане, представители детей-инвалидов и детей-сирот, ветераны Великой Отечественной войны и боевых действий, вдовы участников Великой Отечественной войны, многодетные семьи и иные категории. Граждан в основном интересуют жилищные, пенсионные вопросы, вопросы ЖКХ, взыскания алиментов, предоставления мер социальной поддержки. Бесплатную юридическую помощь оказывают органы исполнительной власти Чувашской Республики и подведомственные им учреждения, органы местного самоуправления, КУ ЧР «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии и отделы социальной защиты населения в районах и городах республики (с 01.01.2017), адвокаты, нотариусы, юридические клиники и негосударственные центры бесплатной юридической помощи.
В 2017 году органами исполнительной власти Чувашской Республики совместно с подведомственными им учреждениями бесплатная юридическая помощь оказана 17793 гражданам, адвокатами – 221 гражданину, нотариусами – 47681 гражданину, юридическими клиниками и негосударственными центрами бесплатной юридической помощи – 3764 гражданам, органами местного самоуправления – 2190 гражданам.
Наша дальнейшая задача – повышение качества и эффективности оказания бесплатной юридической помощи гражданам, чтобы такая помощь оказывалась каждому нуждающемуся в ней своевременно и качественно. Широкая реализация Закона Чувашской Республики о бесплатной юридической помощи должна привести к положительному социальному эффекту.
В целях повышения правовой грамотности населения, обеспечения граждан должной правовой информацией, доступности бесплатной юридической помощи особенно на селе в 2018 году планируется реализовать проект «Юристы – населению». Данный проект позволит охватить большое количество людей, и в нем будут задействованы все органы государственной власти и органы местного самоуправления, адвокатское и нотариальное сообщества, общественные организации и др. Вовлечение в реализацию проекта образовательных организаций высшего образования, в которых созданы юридические факультеты, будет полезно и самим будущим юристам – это и применение теоретических знаний на практике, и живое общение с людьми.
Деятельность органов ЗАГС Чувашской Республики по регистрации актов гражданского состояния
Деятельность министерства в сфере ЗАГС направлена на дальнейшее повышение эффективности, качества и оперативности предоставления государственных услуг в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечение сохранности архивного фонда, проведение государственной политики, направленной на повышение престижа института семьи и профилактики разводов.
По данным Росстата в 2017 году по наименьшему показателю разводов на 1000 населения в Приволжском федеральном округе Чувашская Республика с коэффициентом 3,1 занимает 1 место, а среди всех субъектов Российской Федерации – 8 место (по РФ данный коэффициент составляет 4,2, по ПФО – 3,9).
Органами ЗАГС Чувашской Республики в 2017 году зарегистрировано актов:
о рождении –14054 (меньше на 15%, АППГ – 16538);
о заключении брака – 7170 (больше на 8%, АППГ – 6641);
о расторжении брака –3887 (меньше на 4,7%, АППГ – 4077);
о смерти – 15586 (меньше на 4,3%, АППГ – 16281).
Выдано 17970 повторных свидетельств (больше на 24,2%, в АППГ – 14470).
Из них в электронном виде предоставлено 67% государственных услуг.
В 2018 году необходимо продолжить проведение мероприятий, направленных на поддержку и укрепление семьи, объединить усилия для улучшения демографических показателей.
Кроме того, в России создается Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния. В результате информация об актах гражданского состояния всего населения России (рождении, заключении брака, разводе, смерти, перемене имени, установлении отцовства, усыновлении) будет храниться в одном месте.
В связи с формированием данного реестра органам ЗАГС России предстоит осуществить перевод в электронную форму книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг). В 2017 году переведено в электронную форму
1 614 100 актовых записей. В Чувашской Республике электронная база записей актов гражданского состояния сформирована в полном объеме, начиная с 1919 года по настоящее время. На сегодняшний день электронный архив составляет порядка 5,5 млн. записей актов гражданского состояния Чувашской Республики.
Поступление в консолидированный бюджет Чувашской Республики доходов от управления и распоряжения государственным и муниципальным имуществом
В консолидированный бюджет Чувашской Республики в 2017 году от управления и распоряжения государственным и муниципальным имуществом поступило порядка 2,1 млрд. рублей, в том числе по ряду направлений.
Основным источником неналоговых доходов является аренда объектов государственной и муниципальной собственности. В 2017 году от аренды объектов недвижимости и земельных участков, находящихся в распоряжении республики и муниципальных образований, поступило 1006,9 млн. рублей, что составляет 48% от всех неналоговых доходов от управления и распоряжения госимуществом. В 2018 году в связи с внесением изменений в федеральное законодательство размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности и земельные участки государственная собственность на которые не разграничена, на которых расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, определяется на основании рыночной стоимости.
Еще одним источником доходов является приватизация. В соответствии с поручением Президента России Владимира Путина осуществлен переход на электронную форму торгов по продаже приватизируемого государственного и муниципального имущества. Чувашская Республика осуществляет электронные торги с 2016 года. В 2017 году соглашения с электронными торговыми площадками заключены всеми администрациями муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики. Реализация поручения Президента страны дало возможность для привлечения широкого круга инвесторов к участию на торгах. От приватизации государственного и муниципального имущества в 2017 году в консолидированный бюджет Чувашской Республики поступили доходы в размере 445,5 млн. рублей.
Все средства, полученные от использования республиканского имущества, направлены на решение социальных вопросов и улучшение качества жизни населения.
Отметим, что распоряжение объектами государственной и муниципальной собственности в республике осуществляется на принципах открытости и прозрачности процессов управления имуществом, оптимизации структуры собственности, вовлечения максимального количества объектов в хозяйственный оборот с целью обеспечения поступления неналоговых доходов в республиканский бюджет.
Регистрация права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли
Одной из важнейших задач остается повышение эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения. Общая площадь земельного фонда Чувашской Республики составляет 1834,5 тыс. га, из них площадь земель сельскохозяйственного назначения – 1005,8 тыс. га (55%).
Главой Чувашской Республики М.В. Игнатьевым перед органами местного самоуправления поставлена задача по введению в оборот всех необрабатываемых земель сельскохозяйственного назначения, завершению регистрации в муниципальную собственность невостребованных земельных долей и передаче их через публичные процедуры эффективному землепользователю или собственнику.
Чувашия стала лидером в Приволжском федеральном округе по регистрации невостребованных земельных долей. Сегодня работа в данной сфере органами местного самоуправления полностью завершена. Это дало положительные результаты – во-первых, наводится порядок в сфере использования сельхозземель, во-вторых, муниципалитеты стали собственниками дополнительных 198,7 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения. Из них 58% уже вовлечены в сельскохозяйственный оборот, доходы местных бюджетов составили более 76 млн. рублей. Задачей на перспективу является вовлечение всех сельхозземель в хозяйственный оборот и получение доходов в местные бюджеты.
Проведение акции «Народная инвентаризация»
В Чувашской Республике положительный опыт имеет проведение акции «Народная инвентаризация» с участием граждан и общественности. Эта практика уже показала хороший результат в ходе инвентаризации пустующих земельных участков населенных пунктов, прошедшей в Чувашии в 2014-2015 годах. Благодаря ей были выявлены более 2 тыс. неиспользуемых участков общей площадью 832 га, вовлечение в оборот которых пополнило местные бюджеты на 175 млн. рублей.
В 2017 году инвентаризация прошла в отношении неиспользуемых, находящихся в аварийном состоянии объектов недвижимости, по которым приняты соответствующие меры реагирования, в том числе путем взаимодействия с контролирующими и надзорными органами. В ходе акции выявлено 985 объектов, из них сегодня в хозяйственном и налоговом обороте задействованы 86%. Доходы местных бюджетов составили более 117,9 млн. рублей.
В 2018 году данная работа будет продолжена. Особое внимание будет уделено частному сектору с целью побуждения граждан регистрации права собственности на объекты недвижимости.
Формирование Единого информационного ресурса об отдельных объектах недвижимого имущества, расположенных на территории Чувашской Республики
В Чувашии создаются самые благоприятные условия для развития бизнеса. С 2013 года в республике функционирует Единый информационный ресурс о свободных от застройки земельных участках, в котором размещены сведения о местонахождении, площади и конфигурации свободных земельных участков, предназначенных для строительства жилья и реализации инвестиционных проектов, а также наличии на них инфраструктуры. В 2016 году данный ресурс дополнен свободными объектами капитального строительства, в 2017 году – свободными земельными участками сельскохозяйственного назначения.
По состоянию на 01.01.2018 в ресурсе размещены сведения:
- о 327 земельных участках общей площадью 677 га для жилищного строительства и инвестиционной деятельности (в т.ч. 135 участках общей площадью 245 га для жилищного строительства, 192 участках общей площадью 432 га – для размещения объектов, предназначенных для создания промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов и иного развития территорий);
- о 22 земельных участках сельскохозяйственного назначения общей площадью 1784,7 га для сельскохозяйственного производства;
- о 412 объектах капитального строительства общей площадью 154,4 тыс. кв. м.
Доходы республиканского бюджета от вовлечения в оборот объектов составили более 455 млн. рублей. Кроме того, земельные участки из ресурса предоставлены 205 многодетным семьям.
Объекты, включенные в ресурс, по результатам аукционов можно приобрести в собственность, получить в аренду либо на ином праве в соответствии с действующим законодательством.
Создание такой базы способствует формированию благоприятного инвестиционного пространства в республике, так как информация о любом свободном объекте государственной и муниципальной собственности стала общедоступной. Отметим, что в Национальном рейтинге инвестиционной привлекательности регионов России Чувашская Республика заняла 2 место, расположившись между Республикой Татарстан и г. Москва.
Сегодня опыт республики по функционированию Единого информационного ресурса оценен другими субъектами и предложен в качестве примера для создания Единой федеральной базы в сфере управления государственным имуществом на уровне Российской Федерации.
Предоставление многодетным семьям земельных участков бесплатно
В целях оказания мер социальной поддержки многодетным семьям в Чувашской Республике ведется работа по обеспечению таких семей земельными участками на безвозмездной основе.
Всего с 2011 года, с начала реализации закона «О предоставлении земельных участков многодетным семьям в Чувашской Республике», на учет для получения земельного участка в собственность бесплатно поставлены 10956 многодетных семей. В целях предоставления земельных участков многодетным семьям на государственный кадастровый учет поставлено более 7 тыс. участков площадью 1070 га.
По состоянию на 01.01.2018 земельные участки предоставлены 6530 многодетным семьям. Обеспеченность многодетных семей земельными участками составляет 60%. Право собственности зарегистрировали 5111 многодетных семей (78%).
В рамках оказания содействия муниципальным образованиям в предоставлении земельных участков многодетным семьям из республиканской в муниципальную собственность Аликовского, Вурнарского, Моргаушского, Урмарского, Цивильского, Шемуршинского районов, городов Новочебоксарск и Чебоксары переданы 350,7 га земель. Также городскими округами заключены соглашения с муниципальными районами о безвозмездной передаче земельных участков общей площадью 209,2 га. Кроме того, многодетным семьям предоставляются земельные участки, выявленные в ходе «народной инвентаризации», а также включенные в Единый информационный ресурс.
Перевод земельных участков из одной категории в другую
Министерством продолжается работа по переводу земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и иного специального назначения. Федеральным законодательством установлено, что перевод земель сельскохозяйственного назначения в иные категории допускается в исключительных случаях.
Так, с 2005 по 01.01.2018 года переведено из земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий 1449 земельных участков общей площадью более 2585 га, из них 1420 земельных участков площадью более 1981 га в земли промышленности и иного специального значения.
На официальном сайте Минюста Чувашии размещен реестр земельных участков, переведенных из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и иного специального назначения, с указанием объемов выполненных работ по освоению указанных участков. Реестр содержит сведения о 1420 земельных участках общей площадью 1981,9 га, переведенных с 2005 по 01.01.2018. Освоение переведенных земель составляет 96%.
Минюстом Чувашии совместно с администрациями муниципальных районов ежегодно проводятся осмотры использования по целевому назначению земельных участков, переведенных из земель сельскохозяйственного назначения в иные категории (за исключением земель населенных пунктов). В 2017 году проведены осмотры 12 земельных участков общей площадью 50,9 га на территории Алатырского, Канашского, Моргаушского, Цивильского, Чебоксарского и Ядринского районов, по результатам которых установлено, что в Цивильском, Канашском, Моргаушском и Чебоксарском районах не освоены 8 участков площадью 36,5 га. Данная информация доведена до Управления Росреестра по Чувашской Республике.
В 2018 году планируется осмотр 12 земельных участков.
Кроме того, основной задачей на 2018 год является проведение мероприятий по возврату (переводу) не освоенных по целевому назначению ранее переведенных земель обратно в земли сельскохозяйственного назначения. Так, данная процедура начата в отношении земельного участка площадью 4,88 га, расположенного в Канашском районе, категория которого была изменена в 2011 году и арендатором не обеспечено строительство объекта.
Также имеются ходатайства заинтересованных лиц о переводе земельных участков сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и иного специального назначения, на которых уже возведены объекты, не связанные с сельскохозяйственным производством. В таких случаях органам местного самоуправления ставится задача: осуществлять меры по сносу незаконно возведенных объектов.
Актуализация кадастровой стоимости объектов недвижимости
В Послании Федеральному Собранию на 2018 год Президент России Владимир Путин отметил, что нужно уточнить механизмы расчета налога, а также определения кадастровой стоимости недвижимости, которая не должна превышать реальную рыночную стоимость. Президент поставил задачу принять все решения максимально быстро в первом полугодии текущего года.
Чувашская Республика одна из первых в стране перешла на проведение кадастровой оценки по новым правилам в рамках реализации Федерального закона 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», что обеспечит применение единой методологии, открытость процедур оценки на каждом этапе её осуществления, постоянное накопление и дополнение информации, необходимой для проведения кадастровой оценки.
В 2018 году на территории Чувашской Республики запланирована актуализация кадастровой стоимости более 760 тыс. объектов капитального строительства и порядка 130 тыс. земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения. Также в республике планируется приступить к предварительному этапу по подготовке к проведению кадастровой оценки земель населенных пунктов.
Последняя кадастровая оценка объектов капитального строительства в Чувашской Республике была проведена в 2012 году и с тех пор несколько раз были пересмотрены её результаты. Новые правила кадастровой оценки позволят повысить качество её проведения и снизить риск оспаривания результатов. Новая кадастровая оценка объектов капитального строительства и земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения планируется применить с 2019 года.