Самогонщиков накажут рублем по закону
Женщина, продающая у магазина семечки, а из-под полы самогон, крепкий хозяин, спаивающий односельчан денатуратом, старушка, у которой вся баня заставлена огромными бутылями с брагой… Практически в каждом городском микрорайоне, во всякой деревне можно найти людей, которые в любое время суток продают спиртное домашнего производства. Еще месяц назад за реализацию самопальной алкогольной продукции их бы просто отчитали и, конфисковав товар и самогонный аппарат, отпустили. Теперь все по-иному.
Некоторое время назад представители МВД республики, встревоженные размахом самогонной торговли, вышли в Госсовет с предложением принять административный закон, в котором были бы статьи, помогающие бороться с пьянством. И вот с 30 августа Закон Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в ЧР» вступил в силу. Он наконец-то позволит милиционерам не просто погрозить пальцем хозяевам частных алкогольных лавочек, а действительно их наказывать: согласно статье 16 данного закона, самогонщикам светит приличный штраф - от 20 до 25 минимальных окладов.
Особенно важен этот документ для участковых. Ведь именно к ним поступает огромное число жалоб на людей, которые приторговывают самопальным спиртным. Обычно звонят или пишут соседи: раньше, мол, жили тихо, смирно, а как сосед начал гнать самогон, так прохода от этих бомжей и алкоголиков не стало. Уличить нелегалов эти сигналы, конечно, помогают. Но случается и так, что на раскрытие точки уходит довольно много времени. К примеру, в новоюжном районе Чебоксар долгое время не могли вычислить некоего Марата. Все разыскивали по притонам да неспокойным квартирам. Оказалось – не там искали. Хозяином «винокурни» оказался немолодой, солидного вида мужчина, нигде не работающий, но разъезжающий на белом «Мерседесе». Все соседи думали, что он какой-нибудь предприниматель или крутой бандит, но никак не обыкновенный самогонщик.
Кстати, очень часто образ современных подпольных торговцев спиртным никак не вяжется с их основной клиентурой. По словам специалистов отдела организации деятельности участковых, частенько занимаются этим солидные женщины бальзаковского возраста или седовласые бабушки, которые сами к сорокаградусной равнодушны. Они очень осторожны и никогда не откроют дверь и не продадут спиртное постороннему человеку. А когда работники органов раскрывают подпольные точки и конфисковывают товар и оборудование, самогонщицы начинают скандалить и драться. Нередко самогоноварение становится семейным бизнесом. О размерах «спиртных барышей» красноречиво говорят коттеджи и огромные дома, построенные на винокуренные деньги.
Много самогонки варят в деревнях. Она – своеобразная сельская валюта: ведь за работу сельчанам, как правило, приходится расплачиваться бутылкой. Но одно дело, когда брагу ставят для того, чтобы угостить помощников в копке картошки, и совсем другое – когда гонят самогон для наживы. Случается и так, что для увеличения прибыли хмельной напиток разбавляется водой, а чтобы спиртное «давало в голову», в него добавляют димедрол или какие-нибудь химические составы: денатурат, стеклоочиститель. Неудивительно, что после принятия подобных гремучих коктейлей люди попадали в больницу, были даже летальные исходы.
Насколько действенным будет новый закон, покажет время. Будем надеяться, самогонщики призадумаются – выгодно ли будет и дальше гнать спиртное, если за торговлю им каждый раз придется выкладывать по двадцать минималок.