15:53 1 июня 2004 г. исполняется 10 лет институту государственной регистрации нормативных правовых актов органов исполнительной власти Чувашской Республики
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Провозглашение приоритета человека, его прав и свобод по отношению к остальным социальным ценностям, ориентация на эти права и свободы в государственной деятельности – один из важнейших принципов демократического правового государства. Утверждение прав и свобод человека в качестве высшей ценности невозможно без обязанности государства не только признавать, но и неукоснительно соблюдать и защищать эти права и свободы. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина означает в то же время следование принципам права, признание его верховенства. Ввиду чего, нормативные правовые акты, касающиеся прав и свобод, должны базироваться на незыблемости и неотъемлемости прав и свобод человека и гражданина, провозглашенных Конституцией Российской Федерации.
Нормативные акты органов исполнительной власти, задачей которых является решение управленческих вопросов, принимаются в целях оптимизации управленческих решений, должны соответствовать всем правовым актам более высокого уровня, соблюдать принцип законности в деятельности органов исполнительной власти, а также обеспечивать защиту интересов личности, организаций и государства.
Одной из основных задач Министерства юстиции Чувашской Республики является контроль за нормотворческой деятельностью органов исполнительной власти Чувашской Республики с целью недопущения принятия нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, Конституции Чувашской Республики, федеральным законам и иным нормативным правовым актам, а также законодательству Чувашской Республики.
1 июня 2004 г. исполняется 10 лет институту государственной регистрации нормативных правовых актов органов исполнительной власти Чувашской Республики, введенному Указом Президента Чувашской Республики от 19 мая 1994 г. № 52 «О государственной регистрации республиканских ведомственных нормативных актов».
Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Чувашской Республики, которое ведет реестр нормативных правовых актов органов исполнительной власти.
Отмечаем, что указанные акты, не прошедшие государственную регистрацию, в соответствии с действующим законодательством применяться не могут, как не вступившие в силу.
Минюст Чувашии реализует функцию по контролю за ведомственным нормотворчеством органов исполнительной власти Чувашской Республики путем проведения юридической экспертизы представленных на государственную регистрацию нормативных правовых актов, проверок в органах исполнительной власти Чувашской Республики по отбору актов и направлению их на государственную регистрацию, реагирования на запросы граждан, организаций и публикации в средствах массовой информации.
В связи с несоответствием действующему законодательству Российской Федерации и Чувашской Республики Минюст Чувашии ежегодно отказывает в регистрации 50- 60% нормативных актов, представляемых ведомствами.
Так с 2001 года из 169 поступивших в министерство на государственную регистрацию ведомственных нормативных правовых актов, зарегистрирован 71 (42 %), отказано в регистрации 98 (58%).
Важным шагом в области совершенствования деятельности по государственной регистрации нормативных правовых актов министерств и иных органов исполнительной власти Чувашской Республики стало издание Указа Президента Чувашской Республики от 28 июля 2003 г. № 77 «О государственной регистрации нормативных правовых актов органов исполнительной власти Чувашской Республики», а также разработка и принятие Разъяснений о применении Положения о порядке государственной регистрации нормативных правовых актов органов исполнительной власти Чувашской Республики, утвержденных приказом Министерства юстиции Чувашской Республики от 24.04.2004 № 21-о.
Можно констатировать, что за последнее десятилетие был положен конец бесконтрольному ведомственному нормотворчеству и сложилась достаточно эффективная система регистрации и контроля качества правовых актов, издаваемых органами исполнительной власти Чувашской Республики.