Выпил, украл - бегом в тюрьму
Выпил, украл - бегом в тюрьму
Надо упростить процедуру следствия по делам небольшой тяжести
Ежегодно суды общей юрисдикции рассматривают более пяти миллионов гражданских дел и более миллиона - уголовных. Однако качество законодательной базы оставляет желать лучшего. К тому же законы постоянно меняются, и это вносит нестабильность. Например, было принято 35 федеральных законов, вносящих поправки в Уголовный кодекс. После вступления в силу нового Уголовно-процессуального кодекса уже принято 12 законов с поправками. А в Трудовой кодекс внесено более ста поправок.
Между тем до сих пор нет закона о Верховном суде РФ, об административных судах, не приняты федеральные законы о внесудебных и досудебных разбирательствах. Замечу: досудебные процедуры не отменяют права на судебную защиту, а расширяют возможности гражданина бороться за свои права. Для этого нужен Кодекс об административном судопроизводстве.
Кроме того, назрела необходимость внести изменения в УПК РФ, которые бы упростили процедуру дознания и предварительного следствия по делам небольшой и средней тяжести. Это позволит сократить срок от совершения преступления до вынесения приговора. Следователи и дознаватели будут быстрее направлять материалы в суд, а там - в ходе состязательного процесса стороны должны отстаивать свою позицию.
В ближайшее время необходимо ввести автоматизированный порядок распределения дел между судьями - по случайной выборке. В компьютерную программу должны входить нагрузка и квалификация судьи, другие факторы. Подобные разработки уже есть. Это позволит в том числе снизить и риск взяточничества.
Сегодня есть претензии к работе региональных квалификационных коллегий судей, которые принимают решения по фактам поступков, несовместимых со статусом судьи. Имеют место случаи, когда судья, грубо нарушивший закон, встречает сочувствие у своих коллег. В большинстве случаев мне приходилось лично вмешиваться, чтобы изменить ситуацию. Я думаю, надо отделить милосердие от потворничества людям, которым не место в наших судах. Репутация каждого судьи завоевывается не одним годом, но даже один случай совершения судьей проступка или преступления перечеркивает всю предыдущую репутацию и кладет тень на всю судебную систему. В связи с этим Высшей квалификационной коллегии судей необходимо вернуть право пересматривать решения нижестоящих коллегий. Мы поддерживаем предложение президента РФ о внесении поправок в Закон "О статусе судей в РФ" в части предоставления и опубликования судьями и кандидатами в судьи информации о доходах и имуществе. Это не только будет способствовать предотвращению нарушений закона и судебной этики, но и поможет предотвратить проникновение в судебную систему людей недостойных.
А спецслужбы и правоохранительные органы должны представлять все имеющиеся материалы о кандидате и руководителям судов надо более тщательно проводить отбор. В последнее время ряд кандидатур приходилось снимать уже непосредственно перед направлением списка на утверждение президенту РФ. Это свидетельствует о том, что кадровые комиссии на предыдущих этапах сработали недостаточно четко.
Впрочем, это очень вольное суждение - что коррупция якобы проникла в судейский корпус. Такие риторические штампы не отвечают реальному состоянию дел. Да, есть отдельные факты мздоимства, но коррупция... Мы порой слишком вольно разбрасываемся словами, не осознавая, что этим дискредитируем самую большую ценность в обществе - правосудие. А некоторые дискредитируют судебную власть злонамеренно. Сознательно или невольно, но в некоторых СМИ идет настоящая дискредитация российской судебной системы. За прошедший год было опубликовано 493 негативных материала о судебной системе. Анализ публикаций показывал, что в большинстве из них критика не является предметной и конструктивной. В то же время мы должны не обижаться на СМИ, а устанавливать с ними сотрудничество. Это не наши оппоненты, а наши союзники. Только через них у нас есть возможность довести до общества правду о работе российского правосудия. Мы планировали запустить проект информационного сопровождения судебной системы "Общественное доверие", но пока на него не хватило денег.
К сожалению, в судебной системе России усиливается текучесть кадров. Если шесть лет назад существовала тысяча вакансий на должность судьи, то теперь количество вакансий возросло почти до пяти тысяч. Причина не только в возросшей нагрузке, но и в том, что профессия судьи стала профессией риска. Кроме того, заработная плата судей пока не соответствует их высокому статусу. Мы заинтересованы, чтобы в судах работали высокопрофессиональные люди. Но сегодня судей не готовит ни один вуз! Между тем множество отраслевых институтов и университетов сегодня готовят юристов. Теоретически все выпускники юридических факультетов имеют возможность стать судьями. Однако: надо ли нам столько юристов? Может, стоит готовить меньше, да лучше, чтобы образование получалось качественным?! Сегодня тридцать процентов кандидатов, претендующих на должность федерального судьи, не выдерживают экзамена. Таков уровень нынешнего юридического образования.
Мы предлагаем ввести подготовку судьи в течение года и стажировку - около года. Для повышения квалификации судей и кандидатов необходимо дополнительное финансирование, в том числе деятельности Российской академии правосудия. Тем более что каждый судья по закону о статусе судей имеет право на прохождение курсов повышения квалификации один раз в три года, однако в реальности такой возможности нет из-за недостаточного финансирования. Мы предлагаем изменить законы так, чтобы повышение квалификации было не правом, а обязанностью судьи. Для этого необходимо и нужное обеспечение, чтобы создать качественную систему переподготовки.