ЭКСПЕРТЫ ИЗ ЕВРОПЫ ОЦЕНЯТ РЕФОРМЫ
ЭКСПЕРТЫ ИЗ ЕВРОПЫ ОЦЕНЯТ РЕФОРМЫ
Мудреное название означает, что эксперты оценят, насколько эффективно разделены теперь полномочия между разными уровнями власти – федеральным, региональными и местными, обладают ли регионы и муниципалитеты необходимыми ресурсами для их осуществления. Пилотным для осмысления административной и местной реформ выбран Приволжский федеральный округ, а в округе – Чувашия и Нижегородская область.
Вчера в Чебоксарах побывала представительная московская делегация. В ее составе - начальник департамента государственно-правового управления Президента РФ Ю. Берестнев, куратор от Администрации Президента РФ С. Бастанжиева и руководитель проекта ТАСИС датчанин П.Корсби. Хотя цель визита - дать формальный старт начинанию, на самом деле в представлении европейским экспертам Чувашия не нуждается. Наша республика выбрана пилотной, поскольку имеет большой опыт сотрудничества с международными организациями, в том числе с Евросоюзом. Ряд программ ТАСИС - технического содействия реформам - в Чувашии уже успешно реализован. И еще, как сказал Ю. Берестнев на встрече с руководителем Администрации Президента республики П.Красновым, “у нас очень хорошие личные контакты с руководством Чувашии”.
Новый проект ТАСИС позволит изучить, как в российских регионах реализуются новые законы, какие сложности при этом возникают. В ходе двухгодичного мониторинга, в тесном контакте с руководством республики и муниципалитетами, эксперты будут вырабатывать предложения по совершенствованию федерального законодательства. Речь идет как о правовых аспектах реформ, так и экономических. “Задача-минимум – понять, что происходит, - признались гости. – Максимум – дать рекомендации, как перераспределить бюджетные доходы по разным уровням власти. Пока не совсем ясно, как при этом согласовать потребности муниципалитетов, регионов и центра”. Тем более что с 1 января будущего года местное самоуправление будет двухуровневым: наряду с районами и городами появятся небольшие сельские поселения со своей властью и бюджетами.
Чувашия, пожалуй, дальше других продвинулась в осуществлении реформ, часто восполняя недоработки “федералов”. Льготники (закон 122 ФЗ) у нас надежно защищены, границы новых муниципальных образований уже установлены, как и полномочия их глав, выстроена четкая система межбюджетных отношений. Все соответствующие решения республиканской и местных властей – их анализ стоит первым пунктом в реализации проекта ТАСИС, – содержатся на сайтах портала органов власти. Как заметил министр юстиции республики В. Петров, изучать их можно, не выходя из московских кабинетов.
Это не означает, что реформы нам даются легче - просто подход гораздо ответственнее. И если реформа местной власти мало что изменит для городских муниципалитетов, то на селе сложностей гораздо больше. Глава Чебоксарского района А. Князев выразился откровенно: “Хочется открыть глаза “федералам”: много проблем возникает, когда свои обязательства они, не подкрепив ни рублем, отдают на муниципальный уровень, а потом с нас же спрашивают. Например, “скинули” в свое время содержание жилья. Теперь у нас в районе 40 проц. жилья – ветхое. По программе его реконструкции 70 проц. расходов должен взять на себя муниципалитет, лишь 30 проц. – федеральный бюджет. Да будь у нас такие деньги, никаких федеральных программ бы не понадобилось!”
Как заметил Ю. Берестнев, главная задача в том и состоит – всем вместе определить проблемы и пути их решения, “нам предстоит еще большой объем работы с поправкой на то, что уже сделано”.