Государственная служба Чувашской Республики по делам юстицииЧӑваш Республикин Юстици енӗпе ӗҫлекен патшалӑх служби

ПРАВИЛА ДЛЯ АТТЕСТАЦИИ

ПРАВИЛА ДЛЯ АТТЕСТАЦИИ

Вступил в силу Указ Президента РФ № 110 от 1 февраля 2005 года “О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации”, устанавливающий положения о проведении аттестации.

Согласно статье 60 Федерального закона "О государственной гражданской службе" одним из приоритетных принципов, на основе которых формируется кадровый состав гражданской службы, является оценка результатов профессиональной служебной деятельности служащих путем проведения аттестации или квалификационного экзамена.

Статьей 48 закона определены основные положения, в соответствии с которыми должна проводиться аттестация, а также установлено, что целью ее проведения является определение соответствия служащего замещаемой должности гражданской службы.

Преамбулой указа декларируется цель принятия указа — обеспечение эффективности государственной гражданской службы Российской Федерации и повышение профессионального уровня государственных гражданских служащих.

Указом утверждено Положение о проведении аттестации и дано поручение Правительству России обеспечить финансирование расходов, связанных с ее проведением, в том числе расходов, связанных с оплатой независимых экспертов. Определяется, что расходы, связанные с проведением аттестации гражданских служащих субъектов РФ, осуществляются в соответствии с законодательством субъектов РФ. Указ определяет перечень нормативных правовых актов, утративших силу со дня его вступления в силу.

Рассмотрим новое Положение. Пунктами 1 и 2 даются общие ориентиры, помогающие пониманию, толкованию и реализации всего содержания Положения в соответствии с мотивами его создания и подлинным смыслом. В частности, содержится определение понятия государственный орган, применяемого в Положении. Под этим определением понимается как федеральный государственный орган, так и его аппарат. Уточняется, что целью проведения аттестации является как формирование кадрового состава, повышение профессионального уровня, решение вопросов, связанных с преимущественным правом на замещение должности при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе, так и решение вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих.

Детального рассмотрения Положение требует в связи с тем, что оно распространяется как на федеральных гражданских служащих, так и на служащих субъекта Российской Федерации в отличие от предыдущего Положения о проведении аттестации федерального государственного служащего, утвержденного Указом Президента РФ от 9 марта 1996 г. № 353. которое распространялось только на федеральных госслужащих.

Положение содержит нормы прямого действия, не предусмотренные федеральным законом, которые фактически изменяют положения статьи 48 Федерального закона, устанавливая иные права и обязанности для некоторых категорий гражданских служащих, но при этом зачастую сохраняя сложившийся порядок проведения аттестации, установленный Указом Президента РФ от 9 марта 1996 г. № 353, для федеральных госслужащих, принятых на службу в соответствии с прежним федеральным законом.

Например, Положением несколько увеличен (по сравнению с установленным федеральным законом) состав категорий гражданских служащих, освобождаемых от проведения аттестации.

В частности, в дополнение к пункту 3 статьи 48 федерального закона, согласно которому в круг лиц, не подлежащих аттестации, входят гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категории "руководители" и "помощники (советники)”, в случае, если с ними заключен срочный служебный контракт, в круг лиц, не подлежащих аттестации, включены гражданские служащие:

проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее одного года;

достигшие возраста 60 лет, беременные женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет — по истечении одного года после выхода из отпуска;

в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.

Эти положения заимствованы из признаваемого утратившим силу Указа Президента РФ от 9 марта 1996 г. № 353.

Установлено, что аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года. До истечения трех лет может проводиться внеочередная аттестация. В Положении оговариваются основания для проведения внеочередной аттестации. В частности, ими признаются:

соглашение сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего,

решение представителя нанимателя в лице руководителя государственного органа или представителя этого руководителя, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта РФ, после принятия решений о сокращении должностей в государственном органе или изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

Несмотря на то, что тема Положения связана только с определением порядка проведения аттестации государственных гражданских служащих, в него включен пункт 6, тема которого отлична от указанной.

В пункте 6 Положения говорится о возможности предоставления должностей гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы по результатам внеочередной аттестации.

В Положении существует стремление определить подробный порядок действий представителя нанимателя, кадровой службы государственного органа и самого гражданского служащего в связи с проведением его аттестации, однако при этом некоторые вопросы остаются невыясненными.

Так, из положений федерального закона и указа остается невыясненным круг лиц, составляющих годовой отчет о профессиональной служебной деятельности, представляемый при проведении внеочередной аттестации, в который включаются сведения о выполненных за аттестационный период поручениях и подготовленных проектах документов, а также критерии объема выполненной гражданским служащим работы, позволяющие признать ее основанием для проведения внеочередной аттестации.

В Положении особо оговаривается порядок проведения аттестации, а также определяются формы документов, используемых при проведении аттестации. Однако обязанность сохранять такие документы после подведения итогов аттестации зачастую не вытекает из соответствующих норм, что может затруднить оспаривание результатов аттестации в суде.

В отличие от предыдущего указа от 9 марта 1996 г. № 353 (признаваемого утратившим силу) Положением в связи с проведением аттестации установлена обязанность издания ряда соответствующих правовых актов государственного органа, содержащих положения, утверждающие:

порядок формирования аттестационной комиссии, график проведения аттестации, списки гражданских служащих, подлежащих аттестации, документы, необходимые для работы аттестационной комиссии;

состав аттестационной комиссии, сроки и порядок ее работы;

положения, определяющие результат проведения аттестации для гражданского служащего, в частности:

а) о включении его в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста,

б) о направлении на профессиональную переподготовку или повышении квалификации,

в) о понижении в должности гражданской службы.

Обязанность ежегодно утверждать график проведения аттестации, а также доводить его до сведения аттестуемых гражданских служащих возложена на представителя нанимателя.

В соответствии с пунктом 12 Положения в аттестационную комиссию представляется отзыв об исполнении гражданским служащим, подлежащим аттестации, своих должностных обязанностей за аттестационный период, подписанный его непосредственным руководителем и утвержденный вышестоящим руководителем.

К отзыву прилагаются сведения о выполненных поручениях и подготовленных проектах документов за указанный период. Из буквального толкования этой нормы следует, что использование дополнительных сведений поставлено в зависимость от наличия годовых отчетов о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. Однако Положением не предусмотрена возможность представления таких сведений в случае отсутствия самих годовых отчетов.

При каждой последующей аттестации в комиссию представляется также аттестационный лист гражданского служащего с данными предыдущей аттестации.

Кадровая служба государственного органа не менее чем за неделю должна ознакомить аттестуемого с представленным отзывом об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период.

При этом до проведения аттестации служащему предоставлено право опровергнуть отзыв непосредственного руководителя, представив заявление о своем несогласии с отзывом или пояснительную записку на отзыв непосредственного руководителя, а также представить дополнительные сведения о своей профессиональной служебной деятельности. Эта информация должна быть учтена при вынесении решения аттестационной комиссии.

Следует отметить, что для исключения конфликта интересов гражданского служащего и представителя нанимателя сведения представляются аттестуемым гражданским служащим непосредственно в аттестационную комиссию, а не в кадровую службу, представителю нанимателя или непосредственному руководителю.

Результаты аттестации эаносятся в аттестационный лист, составленный по форме, утвержденный в приложении к Положению, подписываемый председателем аттестационной комиссии, его заместителем, секретарем, членами комиссии, с указанием даты проведения аттестации.

Сделана попытка создать условия, затрудняющие проведение формальной аттестации путем составления документов, подтверждающих ее фактическое проведение.

К сожалению, условия и сроки хранения ряда материалов, в том числе представляемых самим гражданским служащим, характеризующих его для проведения аттестации (за исключением положений, касающихся аттестационного листа и отзыва об исполнении должностных обязанностей за аттестационный период, которые хранится в личном деле гражданского служащего) Положением не установлены.

Достаточно подробно описаны действия аттестационной комиссии при проведении аттестации. Критериями оценки профессиональной служебной деятельности гражданского служащего в соответствии с пунктом 17 Положения являются следующие.

Соответствие гражданского служащего квалификационным требованиям по замещаемой должности. Согласно статье 21 федерального закона одним из условий поступления на гражданскую службу является соответствие его квалификационным требованиям. Следовательно, этот критерий в случае, если его несоблюдение будет обнаружено, явится свидетельством ненадлежащей работы кадровой службы государственного органа.

Участие гражданского служащего в решении поставленных перед соответствующим подразделением (государственным органом) задач, сложность выполняемой им работы, ее эффективность и результативность. Эти критерии носят оценочный субъективный характер и могут быть по-иному оценены при судебном разбирательстве в случае решения вопроса о результатах аттестации в суде.

Кроме того, Положением установлено, что при вынесении оценки деятельности гражданского служащего должны учитываться:

результаты исполнения должностного регламента (а главное — должностных обязанностей, включаемых в должностной регламент в соответствии с пунктом 3 статьи 24 федерального закона);

профессиональные знания и опыт работы;

соблюдение ограничений, отсутствие нарушений и запретов (в том числе и результаты служебных проверок, проведенных в соответствии со статьей 59 федерального закона);

выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а при аттестации гражданского служащего; наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, — также организаторские способности.

Согласно пункту 16 Положения аттестация проводится с приглашением аттестуемого на заседание аттестационной комиссии. Комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения аттестуемого, а в случае необходимости — его непосредственного руководителя.

Решение аттестационной комиссии принимается в отсутствие аттестуемого и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии.

Право выносить решение о соответствии гражданского служащего занимаемой должности, а также решение о включении в кадровый резерв для замещения вакантной должности в порядке должностного роста в соответствии с Положением предоставлено аттестационной комиссии, которая по результатам аттестации гражданского служащего выносит одно из следующих решений:

соответствует замещаемой должности гражданской службы;

соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

соответствует замещаемой должности при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;

не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

Решение аттестационной комиссии может быть реализовано в течение одного месяца после проведения аттестации путем издания правового акта государственного органа или решения представителя нанимателя о том, что гражданский служащий:

подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации;

понижается в должности.

При отказе гражданского служащего от профессиональной переподготовки, повышения квалификации или от перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности и уволить с гражданской службы на основании подпункта ”б” пункта 1. статьи 37 федерального закона вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.

Право понизить гражданского служащего в должности либо уволить, предоставленное представителю нанимателя, может быть реализовано им в течение одного месяца со дня проведения аттестации (видимо, речь идет о календарном месяце, включающем как выходные, так и праздничные дни).

Время болезни и ежегодного оплачиваемого отпуска гражданского служащего в этот срок не засчитывается. Таким образом, в период, в течение которого могут быть реализованы решения, могут включаться как время службы непосредственно, так и время учебного отпуска, отпуска без сохранения денежного содержания.

В соответствии с пунктом 25 Положения гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такой спор, учитывая определение индивидуального служебного спора, данное в статье 69 федерального закона, может быть классифицирован как индивидуальный служебный спор.

Из положений пункта 14 статьи 70 федерального закона следует, что индивидуальный служебный спор может быть о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы, об увольнении с гражданской службы, об изменении даты освобождения от замещаемой должности гражданской службы и формулировки причин освобождения, о переводе на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в денежном содержании за время исполнения должностных обязанностей по нижеоплачиваемой должности гражданской службы. Рассматривается спор непосредственно в суде по письменному заявлению гражданского служащего или гражданина, ранее состоявшего на гражданской службе.

В соответствии с пунктом 17 статьи 70 федерального закона сроки обращения в суд за рассмотрением служебного спора и порядок освобождения гражданских служащих от судебных расходов, порядок вынесения решений по служебным спорам, связанным с освобождением от замещаемой должности гражданской службы и увольнением с гражданской службы, переводом на иную должность гражданской службы без согласия служащего, порядок удовлетворения денежных требований, исполнения решений о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы и ограничения обратного взыскания сумм, выплаченных по решению органов по рассмотрению служебных споров, устанавливаются федеральным законом.

В данном случае должны применяться положения Трудового кодекса РФ, согласно статье 392 которого работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

При пропуске по уважительным причинам установленных сроков они могут быть восстановлены судом.

При обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов (статья 393 Трудового кодекса РФ).

В случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе Органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор (статья 394 Трудового кодекса РФ).

 



10 сентября 2005
00:00
Поделиться
;