НАКАЗАНИЕ БЕЗ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
НАКАЗАНИЕ БЕЗ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
Приказом Министерства юстиции РФ от 12 апреля 2005 г. № 38 утверждена Инструкция о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества. Одновременно в документ вошло указание не применять приказ Министерства внутренних дел РФ от 1 июля 1997 г. № 403 "Об утверждении Инструкции о порядке исполнения наказаний в виде исправительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и осуществления контроля за поведением условно осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, к которым применена отсрочка отбывания наказания".
Необходимость в альтернативных наказаниях диктует жизнь. Сейчас в России в местах лишения свободы находится больше народа, чем было в Советском Союзе в 80-е годы. По числу заключенных на 100 тыс. населения наша страна занимает второе место в мире после США. Бюджетные расходы на их содержание составляют больше, чем расходы на культуру и искусство вместе взятые, и больше, чем расходы на здравоохранение, физкультуру и спорт в целом. Российские следственные изоляторы переполнены в 1,7 раза, а кое-где в 2-3 раза. Положение заключенных ужасающее: они живут в тесноте, холоде и антисанитарии, голодают, подвергаются побоям и унижениям. Но быстро улучшить условия содержания в исправительных учреждениях государству не по силам и не по средствам.
Вместе с тем в России осуждение к лишению свободы до последнего времени составляло немногим более трети всех судебных приговоров, а вместе с осуждением к пожизненному лишению свободы - менее 40 процентов. Остальное, то есть около 60 процентов всех мер, назначавшихся судами, приходилось на меры, не связанные с реальным лишением свободы. Теперь этот показатель увеличится.
Уголовный кодекс РФ предусматривает девять видов наказаний, призванных служить альтернативой лишению свободы на определенный срок. Одни из них применялись и раньше - например, штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительные работы. Другие вводятся впервые - обязательные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест. По закону наказание в виде обязательных работ должно быть введено в действие не позднее 2004 года, ограничение свободы - не позднее 2005 года, арест - не позднее 2006 года... С небольшим опозданием в нынешнем году российские суды стали приговаривать виновных к обязательным работам, которые до этого применялись как наказание лишь в нескольких регионах в качестве эксперимента. Самые первые приговоры к условному осуждению с привлечением к труду были вынесены еще в 2002 году. Они являются альтернативой наказанию в виде лишения свободы в том случае, когда нарушитель закона не представляет серьезной угрозы для общества.
До официального введения обязательных работ в качестве наказания судами применялись действовавшие нормы закона. Так, согласно ч. 5 ст. 73 Уголовного кодекса РФ суд, назначая условное осуждение, может возложить на условно осужденного исполнение определенных обязанностей: не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего исправление осужденного, не посещать определенные места, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания, осуществлять материальную поддержку семьи. Суд может возложить на условно осужденного исполнение и других обязанностей, способствующих его исправлению. В их число вполне вписывается обязанность выполнения бесплатных общественных работ в объеме до 60 или 40 часов в год в местах и на объектах, определяемых органами местного самоуправления. Объем работ невелик, что позволяет считать данное наказание дополнительным. Обязанность выполнять обязательные работы усиливает "реальность" условного осуждения, оказывает предупредительное воздействие на виновного. Осужденные к обязательным работам трудоустраивались в основном в муниципальных организациях на таких работах, как благоустройство территории, строительство, ремонт, погрузка и разгрузка, оказание социальной помощи инвалидам и престарелым и т.п.
В соответствии со статьей 49 УК РФ в случае злостного уклонения осужденного от отбывания на обязательных работах они заменяются ограничением свободы или арестом. Поэтому, как считают специалисты, вводить их нужно одновременно, иначе осужденные к обязательным работам смогут безнаказанно от них уклоняться. Однако в утвержденную Инструкцию о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества последние из названных видов наказаний не вошли.
Объем обязательных работ определяют местные власти, а за тем, чтобы осужденный не отлынивал, должны следить уголовно-исполнительные инспекции. Эти же организации контролируют и условно осужденных. Тех, кто получил условный срок, ставят на учет в инспекции, регулярно вызывают туда для профилактических и воспитательных бесед. Осужденные, находящиеся под контролем инспекций, должны регулярно отчитываться инспекторам о своем поведении. Если же подопечные допускают нарушения или пытаются скрыться, к ним применяются предусмотренные меры. Например, условный срок может перерасти в реальный. Уголовно-исполнительные инспекции отвечают и за то, чтобы осужденный к лишению права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью не занимался тем, что ему запрещено. Как только появится еще один вид наказания - ограничение свободы, то и он будет осуществляться силами уголовно-исполнительных инспекций.
Таким образом, на работников городских и районных уголовно-исполнительных инспекций возложено исполнение большинства наказаний, не связанных с лишением свободы. В связи с введением дополнительных видов альтернативных наказаний работы у них становится все больше и больше. По предварительному прогнозу только количество осужденных к обязательным работам может составить более 80 тыс. человек. Эти работы производятся осужденными в свободное от основной работы время, а в день осужденный работает около четырех часов. Однако и эти несколько часов, выпадающие на внерабочее время, требуют введения двухсменного режима работы для персонала инспекций. Значит, надо увеличивать штатную численность уголовно-исполнительных инспекций, создавать новые инспекции там. где они отсутствуют, обеспечивать им условия для работы.
Чрезмерная нагрузка и до введения альтернативных видов наказаний не позволяла инспекторам уделять достаточно времени на живое общение с конкретными поднадзорными, с каждым удавалось побеседовать, по данным исследований, минут по 40 в год. В такой ситуации о каком-либо системном профилактическом влиянии говорить не приходится. В результате в работе уголовно-исполнительных инспекций неуклонно преобладает бумажно-канцелярский уклон. Предусмотренные беседы зачастую строятся по шаблону: "С порядком знаком? Распишись".
Сегодня в Российской Федерации действует около трех тысяч уголовно-исполнительных инспекций. Некоторые отвечают не за один район, сотрудников не хватает. Мировой практикой исполнения наказаний без изоляции от общества установлена оптимальная нагрузка на одного сотрудника - 50 осужденных. В России фактическая нагрузка составляет примерно 220-250 осужденных на одного инспектора. Численность персонала в инспекциях почти в сто раз меньше, чем количество сотрудников в местах заключения, а стоит там на учете примерно столько же, сколько заключенных во всех видах колоний. Так же соотносятся и государственные затраты на финансирование уголовно-исполнительных инспекций с расходами на содержание мест заключения. Дефицит денежных средств на содержание персонала инспекций держится на уровне 50 процентов. Известны случаи, когда работникам инспекций задерживали заработную плату, им не хватает денег на канцтовары, оплату телефона и коммунальных услуг. В результате таких перекосов уголовно-исполнительные инспекции далеко не всегда в состоянии выполнять возложенные на них функции.
Инструкция о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденная приказом Министерства юстиции РФ от 12 апреля 2005 г. № 38, вряд ли снимет все наболевшие вопросы. Однако для работников уголовно-исполнительных инспекций она станет безусловным подспорьем, дав им в руки конкретные и четкие правила. В то же время данный документ поможет осужденным и их близким точно уяснить, как будет проходить назначенное судом альтернативное наказание.
В Инструкции подробно расписаны действия уголовно-исполнительных инспекций при исполнении наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, в виде обязательных работ, в виде исправительных работ, при осуществлении контроля за поведением условно осужденных, за поведением осужденных женщин, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, а также порядок первоначальных мероприятий по розыску осужденных, местонахождение которых неизвестно. В соответствии с документом инспекция получает судебное решение, проводит с явившимся осужденным разъяснительную беседу, документирует полученные данные. Затем она обеспечивает исполнение приговора, направляя осужденного к месту работы, контролируя наложенные судом ограничения по выбору занятий, наблюдая за его поведением - словом, осуществляет проверку выполнения требований суда и следит, чтобы ее подопечный не стал фигурантом в каком-либо противоправном деянии. При установлении факта нарушения осужденным установленных требований инспектор проводит с ним индивидуальную беседу, отбирает объяснение, официально предупреждает о грозящих последствиях. При необходимости, вызванной злостным неповиновением законному порядку, повторяющимися нарушениями, попытками скрыться и т.п., инспекция вправе направить в суд представление о замене наказания, не связанного с лишением свободы, более строгим. Обо всем происходящем работникам инспекции приходится составлять справки, отчеты, вести картотеку и личное дело осужденного. Не случайно примерно половину утвержденной Приказом Министерства юстиции РФ Инструкции составляют приложения - формы различных документов.
Как заявляют руководители Министерства юстиции РФ, введение альтернативных видов наказания и сокращение численности заключенных не самоцель, хотя, безусловно, к этому подталкивают экономические обстоятельства и стремление разгрузить следственные изоляторы и тюрьмы. Однако главная задача состоит в соблюдении прав человека. Причем в первую очередь это касается прав не преступников, а законопослушных граждан, ни с чем перед законом и обществом не провинившихся. А они сегодня подвергаются опасности, так как, по статистике, 40 процентов нарушителей, прошедших "школу жизни" в учреждениях уголовно-исполнительной системы, совершают преступления повторно. Наоборот, среди осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы, рецидивная преступность составляет всего 2—5 процента. Так что гуманизация уголовно-исполнительной системы, как обещают, приведет к гуманизации общества в целом.