УДАРИМИ ПО ПРЕСТУПНОСТИ ВСЕМ МИРОМ
Недавно в актовом зале здания РОВД состоялось очередное заседание районного Совета профилактики. В нем приняли участие заместитель министра МВД, начальник милиции общественной безопасности МВД полковник милиции В. Григорьев, заместитель главы района Ю. Челейкин, прокурор района Ю. Степанов, исполняющий обязанности начальника РОВД Э. Чернов, главы сельских поселений, работники РОО, руководящий состав РОВД, участковые уполномоченные милиции. На повестке дня стоял основной вопрос: "Профилактика правонарушений и борьба с преступностью на территории Мариинско-Посадского района". Заседание вел заместитель главы района Ю. Челейкин.
С основным докладом выступил представитель МВД В. Григорьев, который сделал подробный анализ криминальной обстановки как в республике в целом, так и в нашем районе.
Владимир Григорьевич акцентировал внимание собравшихся на необходимости дальнейшего усиления профилактической работы по борьбе с преступностью. Он подчеркнул, что для этого в республике создана неплохая законодательная база. Например, действуют такие законы, как о профилактике преступности, о народных дружинах, об ответственности за административные правонарушения, о профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и другие, позволяющие добиваться высокой эффективности в профилактике преступлений. В республике создана многоступенчатая система профилактики преступлений, предусматривающая объединения усилий органов правопорядка, исполнительной власти, учреждений образования и рабочих коллективов. Координирующая и направляющая функция наложена на республиканскую комиссию по вопросам профилактики преступлений. На уровне района и местных поселений созданы Советы профилактики, возглавляемые непосредственно главами или их заместителями. В состав Совета профилактики сельского поселения обычно входят директор образовательного учреждения, заведующий клубом, фельдшер и другие лица, занятые активной деятельностью на селе. Задачей такого Совета является организация работы по профилактике по всем направлениям деятельности, включая вопросы быта, благоустройства, трудоустройства граждан, организации досуга молодежи, борьбы с самогоноварением и пьянством. Здесь должно прослеживаться полное взаимодействие местных органов исполнительной власти и участковых уполномоченных милиции, на которых возложена обязанность следить за криминальной обстановкой на закрепленных участках.
В. Григорьев дал понять, что вопрос безопасности - дело рук самих граждан. От их воли и желания зависит многое. Активность в борьбе с преступностью должна проявить сама общественность. Мы помним, в советские времена очень эффективно работали народные дружины, почти в каждой деревне и каждом городе был организован ночной дозор. Это и была профилактическая работа, направленная на предупреждение преступлений. К сожалению, пока нет активности в работе как Советов профилактики, так и народных дружин. Наблюдается большая инертность на уровне местных поселений. Главы поселений, ссылаясь на большую загруженность другой работой, не уделяют вопросам профилактики преступности достаточного внимания. Проводится лишь эпизодическая работа, которая не дает желаемого результата. Нужна постоянная и целенаправленная деятельность в этом направлении. И для того, чтобы система профилактики наконец-то заработала стабильно и эффективно, требуется некоторое время. Надо учесть и то, что преступность - это фактор, связанный с экономикой и даже политикой государства. Поэтому должна быть целостность и комплексность подхода к решению данной проблемы.
Наша республика, не секрет, является дотационной. Поэтому решение тех или иных финансовых вопросов, в том числе связанных с борьбой с преступностью, несколько затруднена. Но это не оговорка, а лишь повод работать еще лучше и эффективнее.
В целом, подчеркнул Владимир Георгиевич, по показателям деятельности органов правопорядка наша республика выглядит неплохо на фоне других регионов России. А в Поволжском федеральном округе республика каждый год входит в первую тройку. Тем не менее результаты работы за этот год по некоторым показателям оказались чуть хуже, чем в прошлом году. Например, наблюдается рост числа зарегистрированных преступлений. Но это, прежде всего, связано с изменением правил регистрации преступлений. Ведь теперь любое заявление граждан берется во внимание. Отказ заявления в регистрации органом правопорядка (кстати, и местным органам исполнительной власти дано право регистрировать заявления граждан, связанных с преступностью) является грубым нарушением закона.
Основной показатель деятельности РОВД - раскрываемость. К сожалению, за этот год допущено некоторое его снижение как по республике, так и по нашему райотделу. По сути, не раскрывать преступление означает оставлять злоумышленника без наказания, создать для него стимул для совершения других преступлений. Поэтому Владимир Георгиевич призвал руководство РОВД усилить работу в этом направлении, пожурил стражей порядка, особенно участковых инспекторов, за некоторую инертность. В то же время он обратился к главам местных поселений с требованием оказывать всяческую помощь участковым, установить с ними полное взаимодействие, активизировать работу Советов профилактики, народных дружин и ночных дозоров, вести соответствующую документацию. Пока, конечно, главы местных поселений мало помогают милиции. От них почти не поступает оперативной информации. Стало быть, есть над чем работать.
На заседании развернулась острая дискуссия по вопросам борьбы с самогоноварением, пьянством и наркоманией. Ведь зачастую граждане совершают преступления на почве пьянства и наркозависимости. Протрезвев, многие глубоко каются в допущенных проступках. Но в этих случаях локоть близок да не укусишь. Поэтому борьба с пьянством - это одна из важных профилактических мер. Здесь-то основную активность и должны проявлять главы местных поселений и участковые уполномоченные. Каждый пьяница, семейный дебошир и хулиган должен не просто попасть в "черный список", но и должен быть объектом пристального внимания указанных лиц. Но особенно надо быть нетерпеливым к тем, кто ради личного обогащения спаивает население, продавая нелегально спиртосодержащую продукцию домашнего производства. Ведь немало случаев, когда люди умирают от такого зелья. А самогонщики, как ни странно, остаются без наказания. На административные меры воздействия (штрафы - кот наплакал) производители суррогатов спиртных напитков смотрят сквозь пальцы. Заплатив штраф, причем не единожды, они как ни в чем ни бывало продолжают свое черное дело. Ведь эти мизерные штрафы, предусмотренные административным кодексом РФ, на фоне получаемой прибыли кажутся маленькой каплей. Конечно, тут налицо несовершенство закона. Но опускать руки нельзя. Мудрый глава сельского поселения и умный участковый инспектор всегда могут придумать, как проучить непослушных производителей домашнего зелья.
Главы местных поселений высказали немало нареканий по поводу круглосуточно работающих магазинов Октябрьского райпо. Ночными услугами торговых точек в основном пользуются подростки. Самый ходовой товар - водка и пиво, которые подростки 12- 16 лет распивают недалеко от магазина. Хотя закон запрещает продажу алкогольных напитков несовершеннолетним, мало кто из продавцов обращает на это внимание. Желание выручить больше денег от торговли превалирует над страхом быть наказанным. Да и штрафные санкции к ним, видимо, почти не применяются. Нужна ли круглосуточная работа магазинов на селе, если они разлагают молодежь - вопрос ребром ставили многие главы сельских поселений. Прокурор района Ю. Степанов дал слово разобраться с круглосуточными магазинами.
К сожалению, в обществе пускает корни не только пьянство, но и наркомания. Хотя масштабы последней пока не столь угрожающи, но где гарантия, что злополучное явление не охватит в ближайшем будущем новые ниши в обществе? В нашем районе наркоманов, стоящих на учете, можно посчитать на пальцах. Но их немало в соседних Новочебоксарске и Чебоксарах. То ли сами наркоманы, то ли сбытчики весной разбрасывают семена по огородам в деревнях, заезжая туда ночью незаметно. Нередко хозяева индивидуальных участков приходят в удивление, видя на своих грядках обильно цветущий мак, хотя его они совсем не сеяли. И еще больше удивляются, когда он исчезает моментально в один из ночей, как будто его и не было. Конечно, заезд случайных гастролеров в деревню часто кем-то замечается, но сигналы об этом редко поступают в органы правопорядка. Торговля маковой соломкой - прибыльное дело. Не исключен сговор наркодельцов и жителей села по выращиванию мака в огородах. Поэтому не всегда надо верить тем, у кого в огородах растет много мака. Легенда о заезжих макосеятелей не ко всем применима. Лучше быть от греха подальше. Поэтому не лучше ли мак, который появляется случайно в огородах, искоренить, то есть выдернуть как сорняк сразу же, при первых же признаках его прорастания? Видя, что их "номер" с рассеиванием мака в чужих огородах не проходит, наркодельцы сами же откажутся от такой затеи по выращиванию мака.
Главы местных поселений высказали свою душевную боль и по поводу того, что участковые инспекторы милиции редко появляются на местах не только потому, что проявляют некоторую инертность, но и потому, что за ними закреплена большая территория, охватывающая несколько населенных пунктов. По норме он должен обслуживать 3,5 - 4 тысячи населения. Это, конечно, очень много в условиях повышенной криминальности. Но закон есть закон. Поэтому так называемый человеческий фактор должен преобладать над всеми трудностями при борьбе с преступностью.
Успешной работе РОВД мешает и кадровая проблема. Хорошие специалисты часто уходят в поисках более выгодной работы, нередко - стремясь улучшить свои жилищные условия. В нашем районе, где очень медленно идет жилищное строительство, проблематично получить квартиру за короткий срок. На зарплату милиционера купить жилье тоже не реально. В общем, трудности есть. Но этот вопрос, если есть на то воля местных властей, вполне решаем. В настоящее время в штате РОВД насчитывается 6 вакантных мест. Это, конечно же, большой минус, мешающий стабильной работе стражей порядка. Обращаясь к руководству района и главам местных поселений, В. Григорьев сказал: "Если хотите, чтобы специалисты не уходили от вас, создайте им условия".
Другая проблема - недофинансирование прямых расходов РОВД из бюджетов разных уровней, в том числе и местного. Доходит дело до абсурда: случается, что замораживаются счета РОВД за долги. Порой милиционерам трудно выезжать на место преступления из-за нехватки бензина для заправки транспорта. Хотя, казалось бы, вышеназванных проблем вовсе не должно быть. Это опять-таки из-за нескоординированной работы местных властей и стражей порядка.
О деятельности РОВД за отчетный период рассказал исполняющий обязанности начальника РОВД Э. Чернов. Он сообщил, что рост числа зарегистрированных преступлений допущено на территории Приволжского, Большешигаевского, Сутчевского, Эльбарусовского и Аксаринского сельских поселений.
О том, с какими трудностями приходится сталкиваться при выполнении своих обязанностей, рассказал глава Эльбарусовского сельского поселения В. Тереньев. По его словам, много времени отнимает составление разного рода документации. Так как в администрации поселения нет юриста, то документы приходится переделывать много раз, чтобы они соответствовали требуемым законодательством нормам. Бумажная волокита и частые поездки в райцентр для решения порой пустячных вопросов отнимают так много времени, что его практически не остается для решения для других неотложных дел. Тем не менее глава сельского поселения старается находить время для координации деятельности Совета профилактики. Понимая, что милиция загружена работой, некоторые проблемы, связанные с неадекватным поведением тех или иных жителей деревень, но не выходящие за определенные рамки, пытается решать сам.
Заместитель главы районной администрации Ю. Челейкин предложил озадачить и депутатский корпус поселений: мол, пусть берут на себя часть обязанностей по решению некоторых конкретных вопросов, в том числе и по профилактике преступлений. Его поддержал и заместитель министра МВД ЧР В. Григорьев.
Глава Шоршелского сельского поселения В. Смелов с горечью сообщил о том, что молодежь из соседнего села Атлашево, приезжая в село Шоршелы по ночам, ведет себя по-хулигански, избивает местных парней. Создание народной дружины частично помогло снять напряженность, но проблему до конца не решило. " С учетом того, что у нас вот такая ситуация, нам бы хотелось иметь у себя опорный пункт милиции с тем, чтобы участковый всегда находился у нас", - резюмировал В. Смелов. Надо отметить с положительной стороны то, что в Шоршелах активно работает народная дружина, возглавляемая специалистом военно-учетного стола А. Петровым. Костяк дружины состоит из 10 человек, готовых выйти на дежурство по первому зову. Видать, граждане начинают понимать, что порядок можно установить только общими усилиями. Хотелось бы, чтобы этот добрый пример был заразителен и им "заболели" и другие сельские поселения.
Прокурор района Ю. Степанов вновь призвал глав местных поселений активизировать работу по профилактике преступлений, работать в тесном контакте с прокуратурой и РОВД, о всех безобразиях, происходящих на территориях поселений, сообщать в правоохранительные органы. Юрий Иванович упрекнул представителей местной власти за инертность в создании добровольных народных дружин и организации ночных дозоров, за формальность в работе Советов профилактики. Попросил взять на особую заметку семейных дебоширов, имеющих судимость, стоящих на учете несовершеннолетних, нелегальных производителей домашнего зелья. Главы местных самоуправлений должны решать и проблему безработицы на селе. Если трудно найти работу на месте проживания, то можно налаживать организованные выезды в Москву и другие города, где работы непочатый край и где рабочая сила всегда нужна. Занятому работой человеку не до мыслей о преступлениях.
Заместитель министра МВД ЧР обобщил результаты проведенного заседания. Он сказал, что все высказанные участниками мероприятия замечания, советы и предложения будут приняты во внимание и использованы в дальнейшей работе. Затем он остановился на некоторых нюансах, связанных с выборами депутатов в Госсовет ЧР, которые пройдут 8 октября этого года. Он призвал глав местных поселений и стражей порядка следить за тем, чтобы кандидаты в депутаты не допустили нарушений в ходе предвыборной агитации и во время выборов.