Вопросы работы с органами записей актов гражданского состояния: перспективы, задачи, проблемы
Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий”, вступившим в силу с 1 января 2006 г., внесены изменения в Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ “Об актах гражданского состояния” и впервые введен контроль со стороны федеральных органов власти за реализацией полномочий Российской Федерации в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.
Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ “Об актах гражданского состояния” установлено, что контроль за деятельностью по государственной регистрации актов гражданского осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния (ст. 4).
Данный Федеральный закон раскрывает полномочия уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния. Согласно п. 4 ст. 4 данного Федерального закона данный орган:
- координирует деятельность по государственной регистрации актов гражданского состояния и осуществляет ее методическое обеспечение;
- осуществляет контроль за осуществлением полномочий Российской Федерации на государственную регистрацию актов гражданского состояния;
- осуществляет надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации при государственной регистрации актов гражданского состояния, в том числе проводит проверки деятельности органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, истребует документы и вносит предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 1521 “О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1315 "Вопросы Федеральной регистрационной службы" и в Положение, утвержденное этим Указом” таким органом определена Федеральная регистрационная служба, которая осуществляет правоприменительные функции и функции по контролю в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 5 мая 2006 г. № 149 “О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. № 183” в задачи территориальных органов Росрегистрации вменено осуществление контроля и надзора в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния. Так, в полномочия территориальных органов ФРС входят исключительно контрольные и надзорные функции:
- осуществление контроля за реализацией федеральных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния;
- осуществление надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при государственной регистрации актов гражданского состояния, проведение проверок деятельности органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, а также по результатам проверок право внесения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ “Об актах гражданского состояния” полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния являются полномочиями Российской Федерации, которые передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации с возможностью делегирования органам местного самоуправления.
В Чувашской Республике реализовано данное право о делегировании данных полномочий органам местного самоуправления. Так, Законом Чувашской Республики от 25 ноября 2005 г. № 46 “О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями” органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются полномочиями по государственной регистрации рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены фамилии, имени, смерти; внесению исправлений, изменений в записи актов гражданского состояния, восстановлению и аннулированию записей актов гражданского состояния; осуществлению учета, обработки книг государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечению надлежащих условий их хранения; выдаче повторных свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния и другими полномочиями в соответствии с п. 4 ст. 1 данного Закона.
В соответствии постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 декабря 2003 г. № 321 “Об уполномоченном органе исполнительной власти Чувашской Республики, обеспечивающем государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Чувашской Республики” и от 15 мая 2004 г. № 110 “Вопросы Министерство юстиции Чувашской Республики” уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики, обеспечивающим государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Чувашской Республики, является Министерство юстиции Чувашской Республики.
В структуре Министерства юстиции Чувашской Республики имеется отдел ЗАГС, возглавляемый начальником — заместителем министра юстиции. Так, отдел ЗАГС при Минюсте ЧР сформирован из 8 государственных служащих: начальник отдела, заместитель начальника отдела, 3 главных специалиста, 3 ведущих специалиста.
Структура системы органов, осуществляющих регистрацию актов гражданского состояния, на территории Чувашской Республики представлена 29 отделами ЗАГС администраций муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики. Таким образом, в каждом муниципальном районе республики имеется отдел ЗАГС (21 район); а также в крупных городах (г. Алатырь, г. Канаш, г. Шумерля, г. Новочебоксарск) и столице — г. Чебоксары имеется 4 отдела ЗАГС (1 отдел - по городу, 3 отдела в каждом муниципальном районе города).
Общее количество муниципальных служащих, работающих в отделах ЗАГС администраций районов, составляет 69. В районах республики отделы ЗАГС состоят, кок правило, из начальника отдела и ведущего специалиста. В отделах ЗАГС городских округов с большой численностью населения отделы намного крупнее. Так, в отделе ЗАГС администрации г. Новочебоксарска - 5 муниципальных служащих, в отделе ЗАГС администрации г. Чебоксары - 10 муниципальных служащих, а также в каждом отделе ЗАГС администраций районов г. Чебоксары — по 2 муниципальных служащих.
Кадровый состав, как на уровне органа государственной власти — отдела ЗАГС Минюста Чувашии, так и органов ЗАГС муниципальных районов и городских округов укомплектован на 100 %, вакансий не имеется.
По уровню образования следует отметить, что все 8 государственных служащих отдела ЗАГС Минюста ЧР имеют высшее образование; из них 4 госслужащих - высшее юридическое.
Из 29 начальников отделов ЗАГС администраций районов и городов 28 имеют высшее образование, один начальник отдела ЗАГС имеет неполное высшее образование; из них 6 начальников отделов имеют высшее юридическое образование. Из 40 специалистов отделов ЗАГС администраций районов, городов 24 имеют высшее образование; из них 2 специалиста - высшее юридическое.
Все 69 должностей муниципальной службы замещены женщинами. Только в отделе ЗАГС МЮ ЧР замещают должности госслужбы двое мужчин (начальник отдела и ведущий специалист).
В 2005 г. в Чувашской Республике зарегистрировано 48 197 актов гражданского состояния, в том числе рождений — 13 284, смертей — 19 741, заключений браков - 8443, расторжений браков - 4378, установлений отцовства — 1780, усыновлений (удочерений) — 128, перемен имени — 443.
В первом полугодии 2006 г. в Чувашской Республике зарегистрировано 22 882 актов гражданского состояния, в. том числе рождений - 6671, смертей -9721, заключений браков - 3256, расторжений браков - 2145, установлений отцовства - 816, усыновлений (удочерений) - 73, перемен имени - 200.
В целом по помещениям, занимаемым органами ЗАГС, следует отметить, что все они расположены в помещениях, относящихся к муниципальной собственности, на праве оперативного управления, за исключением 2 районных отделов ЗАГС, которые занимают помещения на праве аренды (отделы ЗАГС администраций Козловского и Комсомольского районов Чувашской Республики). Непосредственно отдел ЗАГС Минюста ЧР занимает помещение муниципальной собственности на праве аренды.
По вопросу реализации полномочий по контролю и надзору за государственной регистрацией актов гражданского состояния следует отметить следующее.
Учитывая новизну функций по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, отсутствие какой-либо практики работы в данном направлении Федеральной регистрационной службой методическое обеспечение данной работы территориальных органов Росрегистрации до настоящего времени практически не осуществлялось. Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 5 мая 2006 г. № 149 “О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. № 183” перед территориальными органами Росрегистрации задача осуществления контроля и надзора в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния поставлена только с 16 мая 2006 г. (данный приказ вступил в силу 16 мая 2005 г., т. е. по истечении 10 дней со дня официального опубликования в Российской газете 6 мая 2006 г.).
В связи с этим полномочия Управления на данном этапе реализуются в основном путем выполнения прямых указаний Росрегистрации.
Так, письмами Федеральной регистрационной службы от 3 февраля 2006 г. № 3-327-ЗТ, от 10 апреля 2006 г. № 11-1076, от 6 мая 2006 г. № 11-1464-31 территориальным органам Росрегистрации предписано обеспечить решение ряда организационных вопросов по взаимодействию с органами ЗАГС. Но основании этих указаний Управлением Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике на начальном этапе проделана следующая работа:
- изучена правовая база федерального законодательства в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния;
- изучена структура органов ЗАГС на территории Чувашской Республики, проведен анализ их кадрового состава и обеспечения;
- приказом Управления от 16 февраля 2006 г. № 38-общ. внесены изменения в приказ Управления о распределении полномочий между руководителем Управления и его заместителями, где ку-рирование вопросов осуществления контроля и надзора в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния закреплено за одним из заместителей руководителя Управления. Контрольные и надзорные функции в этой сфере возложены на отдел контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, с выделением одной штатной единицы на указанное направление;
- внесены соответствующие изменения в Положение об указанном отделе Управления и разработаны должностные регламенты государственных служащих;
- Управлением осуществляется взаимодействие с отделом ЗАГС Минюста Чувашской Республики, в частности специалист Управления принял участие в проведении совещания руководителей органов ЗАГС администраций муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики по вопросу подведения итогов работы за 2005 г. и задачах на 2006 г., периодически осуществляются выезды в районы республики с целью ознакомления с работой отделов ЗАГС на местах;
- доведено до сведения органа ЗАГС Минюста Чувашской Республики Положение о государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, утвержденное постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 6 ноября 1997 г. № 134/ 973-11, а также информация о необходимости предоставления в Управление данных о направлении соответствующим главам местных администраций муниципальных районов и городских округов сведений о государственной регистрации смерти граждан Российской Федерации;
- с целью соблюдения единого порядка администрирования доходов с Министерством юстиции Чувашской Республики как уполномоченным органом в сфере ЗАГС 31 мая 2006 г. заключено Соглашение о взаимодействии.
- в июне 2006 г. согласована смета расходов отдела ЗАГС Минюста Чувашской Республики на 2007 г.;
- направлена и по сообщению отдела ЗАГС размещена на стендах в отделах ЗАГС муниципальных районов и городских округов информация о Росрегистрации как органе, осуществляющем контроль и надзор в данной сфере;
- специалисты отдела Управления проводят рабочие встречи с представителями органов ЗАГС, принимают участие рабочих комиссиях отдела ЗАГС по проведению республиканского конкурса “Лучший работник ЗАГС”.
В настоящее время по указанию Росрегистрации проведен анализ нормативных правовых актов Чувашской Республики, затрагивающих вопросы государственной регистрации актов гражданского состояния. В рамках проведения этой роботы запрошены сведения из Федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации у органа, уполномоченного на официальное проведение юридической экспертизы на соответствие федеральному законодательству, — отдела законодательства субъектов РФ и ведения Федерального регистра в Чувашской Республике Главного управления Минюста России в Приволжском федеральном округе. Информация запрошена по 6 нормативным правовым актам (Закону Чувашской Республики от 25 ноября 2005 г. № 46 “О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями”; Указу Президента Чувашской Республики от 21 апреля 2006 г. № 30 “Об организации системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории Чувашской Республики”; Правилам перечисления средств из республиканского бюджета Чувашской Республики на осуществление полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния в 2006 году, утвержденные постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 декабря 2005 г. № 328; постановлениям Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 мая 2004 г. № 110 “Вопросы Министерства юстиции Чувашской Республики”; от 25 декабря 2003 г. № 321 “Об уполномоченном органе исполнительной власти Чувашской Республики, обеспечивающем государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Чувашской Республики”; от 16 октября 1998 г. № 306 “Об утверждении форм бланков записей актов гражданского состояния и свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния”.
В результате проделанной роботы противоречий в нормативных правовых актов Чувашской Республики федеральному законодательству не выявлено.
В то же время имеются постановления Кабинета Министров Чувашской Республики, требующие внесения изменений:
1. Так, в постановлении Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 октября 1998 г. № 306 “Об утверждении форм бланков записей актов гражданского состояния и свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния” выявлено нарушение правил юридической техники в части несоответствия названия документа его содержанию.
Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона “Об актах гражданского состояния” формы бланков записей актов гражданского состояния и выдаваемых на основании данных записей бланков свидетельств, порядок их заполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 1998 г. № 709 “О мерах по реализации Федерального закона ''Об актах гражданского состояния''” утверждены формы бланков записей актов гражданского состояния и свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния.
Исходя из п. 1 вышеуказанного постановления Кабинета Министров Чувашской Республики, фактически постановлением утвержден перевод на чувашский язык форм бланков записей актов гражданского состояния и свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния. Однако из названия постановления Кабинета Министров Чувашской Республики следует, что утверждаются в целом формы бланков записей актов гражданского состояния и свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, что относится к полномочиям Правительства Российской Федерации, а не Кабинета Министров Чувашской Республики.
В связи с вышеизложенным Кабинету Министров Чувашской Республики предложено внести изменения в название постановления, изложив его следующим образом: “Об утверждении форм бланков записей актов гражданского состояния и свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния на чувашском языке”, или иным образом изложить название постановления, отражающее перевод на чувашский язык форм бланков записей актов гражданского состояния и соответствующих свидетельств.
2. Пунктом 2.6 Правил перечисления средств из республиканского бюджета Чувашской Республики на осуществление полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния в 2006 г., утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 декабря 2005 г. № 328, установлено, что Министерство финансов Чувашской Республики ежеквартально представляет в Министерство юстиции Российской Федерации отчет о расходовании субвенций, предоставленных из федерального бюджета на выполнение полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния.
Однако в п. 6 Правил расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для выполнения федеральных полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2005 г. № 159 “Об утверждении Правил расходования и учета средств но предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для выполнения федеральных полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния”, внесены изменения постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2006 г. № 61 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации государственной регистрации актов гражданского состояния”, в соответствии с которыми слова “Министерство юстиции Российской Федерации” заменены словами “Федеральная регистрационная служба”. В связи с этим органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально направляют отчет о расходовании предоставленных субвенций не в Министерство юстиции Российской Федерации, а в Федеральную регистрационную службу.
Таким образом, Кабинету Министров Чувашской Республики предложено в п. 2.6 вышеуказанных Правил слова “Министерство юстиции Российской Федерации” заменить словами “Федеральная регистрационная служба” в соответствующем падеже.
Информация об экспертизе нормативных правовых актов Чувашской Республики в сфере ЗАГС направлена в Росрегистрацию и отдел законодательства субъектов РФ и ведения Федерального регистра в Чувашской Республике Главного управления Минюста России в Приволжском федеральном округе.
Со стороны отдела ЗАГС Минюста Чувашии следует отметить правильное понимание принятых изменений в федеральное законодательство по вопросам контрольных и надзорных полномочий Управления. Так, в порядке конструктивного взаимодействия за прошедший период отделом ЗАГС Минюста Чувашии по запросам Управления представлена вся необходимая информация:
- сведения о государственных и муниципальных служащих системы ЗАГС на территории Чувашской Республики и перспективный план работы отдела ЗАГС Минюста ЧР на 2006 г. (от 21 февраля 2006 г. № 148);
- сведения по формам об органах, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, и сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния за 2005 г. (от 10 мая 2006 г. № 01-21/1680);
- сведения об информационном взаимодействии органов ЗАГС и их техническом оснащении (от 3 августа 2006 г. № 557).
Кроме того, информация, направляемая Управлением в отдел ЗАГС Минюста ЧР, своевременно доводится до отделов ЗАГС муниципальных районов и городских округов.
В настоящее время Управление активизировало взаимодействие с отделом ЗАГС Минюста ЧР. Так, представители Управления принимают участие в проведении проверок деятельности отделов ЗАГС муниципальных районов и городских округов Чувашии с целью изучения организации этой работы на местах, материально-технического оснащения отделов, вопросов взимания государственной пошлины. В этой части разработан и утвержден совместный план проведения проверок в отделах ЗАГС муниципальных районов и городских округов во втором полугодии 2006 г. в соответствии с Перспективным планом работы отдела ЗАГС Минюста Чувашской Республики на 2006 г.
В части вопросов администрирования доходов от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния следует отметить следующее.
Федеральным законом от 23 декабря 2004 г. № 173-ФЗ “О федеральном бюджете на 2005 год” установлено, что Федеральная регистрационная служба является главным распорядителем средств федерального бюджета и администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации, в том числе по коду бюджетной классификации “32110805000010000110 - государственная пошлина за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами (за исключением консульских учреждений Российской Федерации)”.
Начиная с 1 января 2005 г. Управление осуществляет взаимодействие с Управлением Федерального казначейства по Чувашской Республике в части получения информации об общем объеме поступлений в федеральный бюджет по коду бюджетной классификации “32110805000010000110 - государственная пошлина за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами (за исключением консульских учреждений Российской Федерации)” с целью осуществления мониторинга поступлений по главе 321 “Федеральная регистрационная служба” и представления информации в Минфин России.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 1521 “О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1315 ''Вопросы Федеральной регистрационной службы" и в Положение, утвержденное этим Указом” Управление уполномочено осуществлять функции администратора поступлений средств в федеральный бюджет с 1 января 2006 г., в том числе поступлений средств от платежей за государственную регистрацию актов гражданского состояния, принимать решение о возврате (зачете) излишне уплаченных средств от платежей за государственную регистрацию актов гражданского состояния, во взаимодействии с органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния.
Всего за период с 1 января 2006 г. по 31 мая 2006 г. по коду бюджетной классификации 32110805000010000110 поступило доходов в сумме 2236 621,00 руб., что по отношению к 2005 г. составляет 97,2 % (или меньше на 65 486,4 руб.). Так, возвращено по заявлениям плательщиков 1850,00 руб., что составляет 0,1 % от суммы поступлений.
В целях обеспечения возврата государственной пошлины приказом Управления Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике от 1 марта 2006 г. № 51-общ. утвержден и введен в действие с 1 марта 2006 г. временный Порядок возврата государственной пошлины, уплаченной за государственную регистрацию актов гражданского состояния, согласованный с Министерством юстиции Чувашской Республики.
По сведениям Минюста Чувашской Республики, которые направляются в Управление ежемесячно согласно п. 2.2 Соглашения от 31 мая 2006 г., за период с 1 января 2006 г. по 31 мая 2006 г. произведена государственная регистрация актов гражданского состояния и других юридически значимых действий в количестве 22 882 на общую сумму 2 093 650, 00 руб. В разрезе юридически значимых действий: 27 % — заключение брака; 27 % — выдача повторных свидетельств; 24 % - расторжение брака; 22 % — другие (выдача справок из архива, перемена имени, внесение исправлений).