Государственная служба Чувашской Республики по делам юстицииЧӑваш Республикин Юстици енӗпе ӗҫлекен патшалӑх служби

11:48 Рассмотрены вопросы профилактики правонарушений в области таможенного дела

11:48 Рассмотрены вопросы профилактики правонарушений в области таможенного дела

18 декабря 2007 года в зале заседаний Чувашской таможни прошло очередное заседание Консультативного Совета по работе с участниками внешнеэкономической деятельности при Приволжском таможенном управлении. В работе заседания приняли участие и выступили: начальник Чувашской таможни, председатель Консультативного Совета Ю.В. Владимиров, заместитель министра юстиции Чувашской Республики М.А. Кузьмин, начальник отдела таможенных процедур и таможенного контроля Чувашской таможни Г. Л. Руманов, начальник отдела административных расследований Чувашской таможни М.А. Корнев, члены Консультационного Совета.

Основными темами мероприятия стали следующие вопросы: о минимизации таможенных формальностей; о роли и значении таможенных брокеров в ускорении таможенного оформления товаров и транспортных средств; о профилактике правонарушений в области таможенного дела.

С докладом по вопросу профилактики правонарушений в области таможенного дела выступил начальник отдела административных расследований Чувашской таможни М.А. Корнев. В своем выступлении он отметил, что одной из основных функций таможенных органов является обеспечение соблюдение требований таможенного законодательства РФ, выявление и пресечение таможенных правонарушений. Для этого таможенные органы наделены целым арсеналом средств — осуществление таможенного контроля в отношении перемещаемых через таможенную границу РФ товаров, проведение оперативно-розыскных мероприятий, привлечение лиц, виновных в совершении правонарушений, к административной и уголовной ответственности. Вместе с тем, немаловажной задачей является профилактика правонарушений в данной сфере. Государство кровно заинтересовано в добропорядочном поведении участников ВЭД, неукоснительном добровольном исполнении ими требований таможенного законодательства. Необходимо учитывать, что подавляющее большинство правонарушений носят случайный и не предумышленный характер и связаны именно со спецификой таможенного законодательства. Профилактику правонарушений в таможенной сфере необходимо рассматривать как совокупность деятельности субъектов административных правоотношений, т.е. государства и его органов, в первую очередь таможенных, и участников ВЭД, на которых направлена регулирующая и контролирующая деятельность государства.

Основная задача государства состоит в издании Законов и иных НПА и осуществлении контроля за их исполнением. Необходимо установить такие “правил игры”, которые имели бы прямое действие, были бы просты, понятны и исключали бы двойное толкование. Процедуры таможенного оформления и таможенного контроля, а также порядок действий всех участников таможенных правоотношений должны быть максимально прописаны с тем, чтобы исключить действия таможенного инспектора по “усмотрению”, очертить круг его полномочий. Одновременно необходимо четко определить права и обязанности участников ВЭД, их ответственность.

С этой точки зрения принятие в 2003 году нового Таможенного кодекса РФ стало существенным шагом в оптимизации таможенного законодательства. Вместе с тем, существующая нормативная база имеет ряд недоработок и пробелов, снижающих эффективность декларируемой государством политики. Так, например, ст. 129 ТК РФ устанавливает общий срок подачи ГТД в 15 дней. Вместе с тем, ответственность за нарушение данного срока не установлена. По какой причине законодатель установил норму, исполнение которой не обеспечено силой принуждения или угрозой наказания, не понятно. Соответственно, декларант, видя необязательность исполнения данной нормы и отсутствие в связи с этим неблагоприятных для него последствий, пренебрежительно относится к исполнению возложенной на него обязанности, и такое отношение вполне может быть перенесено и на исполнение других требований таможенного законодательства.

В первую очередь работа по профилактике правонарушений в таможенной сфере должна быть направлена на разъяснение действующего таможенного законодательства, доведение его до участников ВЭД. Это может быть реализовано путем проведения консультаций и брифингов, участием в семинарах, круглых столах, через СМИ. При этом важно не столько донести положения той или иной статьи ТК РФ, Постановления Правительства РФ, Приказа или Распоряжения ФТС, а сформировать у участников ВЭД (прежде всего у их руководителей) заинтересованность, объяснить важность и актуальность обсуждаемых вопросов, побудить их к более взвешенному подходу при совершении таможенных операций, развитию на предприятии соответствующих служб. Немаловажное значение имеет непосредственный контакта между инспекторами таможни и работниками предприятий в ходе осуществления таможенного оформления и таможенного контроля. При этом, однако, недопустимо проведение т.н. “консультаций” по конкретным вопросам. Инспектор не должен заполнять ГТД от имени декларанта. Важен именно сам психологический доброжелательный контакт, способствующий установлению понимания единства целей и задач — производство таможенного оформления товаров в соответствии с действующим законодательством в кратчайшие сроки с минимальными издержками.

И, несомненно, профилактика нарушений таможенных правил не возможна без активного участия самих участников ВЭД. Осознанная позиция участника ВЭД на соблюдение требований таможенного законодательства в конечном итоге оборачивается для него только с положительной стороны. Ускоряется процесс таможенного оформления, уменьшаются издержки, формируется положительный имидж предприятия. В этой связи представляется оправданным определенный алгоритм деятельности исполнительных органов предприятия: подбор и расстановка кадров; обучение кадров и закрепление их функциональных обязанностей работников; установление взаимодействия между структурными подразделениями предприятия.

Также важным моментом является добросовестное, ответственное исполнение работниками своих должностных обязанностей. В этой связи определение круга обязанностей работника, его закрепление в должностной инструкции и установление ответственности за их ненадлежащее исполнение окажут, несомненно, дисциплинирующее воздействие, что в конечном итоге исключит или сведет к минимуму технические ошибки, опечатки и т.п., которые, тем не менее, не освобождают участника ВЭД от ответственности, если они, к примеру, привели к неправильному расчету таможенных платежей.

Также была отмечена немаловажная роль, которую должны играть в соблюдении требований таможенного законодательства таможенные брокеры. Таможенный брокер - профессиональный участник таможенных правоотношений, своего рода посредник между участником ВЭД и таможенным органом. В его функции входит оказание услуг по таможенному оформлению товаров, и он должен следить за тем, чтобы представляемые в таможенный орган документы и сведения соответствовали требованиям законодательства. Осуществление участником ВЭД таможенных операций через профессионального участника рынка наиболее полно обеспечит соблюдение законодательства, минимизирует временные и материальные издержки, снизит трудозатраты. Кроме того, в данном случае большинство рисков, связанных с неправильным применением закона и, как следствие, с привлечением к административной ответственности, перекладывается на брокера.

Таким образом, предупреждение правонарушений в таможенной сфере не может быть обязанностью только одной из сторон правоотношений. Ответственное исполнение своих обязанностей, взаимодействие всех участников процесса являются залогом соблюдения законодательства и нормального функционирования как участника ВЭД, так и таможенных органов и государства в целом.



19 декабря 2007
00:00
Поделиться
;