Государственная служба Чувашской Республики по делам юстицииЧӑваш Республикин Юстици енӗпе ӗҫлекен патшалӑх служби

15:24 Рассмотрены вопросы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и оценки коррупционных рисков

28 января 2008 года Министерством юстиции Чувашской Республики проведен семинар-совещание с представителями юридических служб органов исполнительной власти Чувашской Республики по теме “Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов Чувашской Республики и их проектов. Оценка коррупционных рисков в органах исполнительной власти Чувашской Республики”. Открыл семинар-совещание и выступил с приветственным словом министр юстиции Чувашской Республики Валерий Павлович Петров.

С докладом об оценке уровня восприятия коррупции в Чувашской Республике, проведенной по материалам проведенных социологических исследований выступил Директор Агентства специальных исследований “Праксис” Дмитрий Михайлович Шабунин. В своем выступлении он сообщил, что в сентябре-октябре 2007 года по итогам конкурсного отбора, организованного Министерством экономического развития и торговли Чувашской Республики при участии Министерства юстиции Чувашской Республики, специалистами Агентства специальных исследований “Праксис” проведено социологическое исследование по теме “Оценка уровня восприятия коррупции”.

Цель исследования заключалась в изучении коррупции как социального явления и его распространенности в обществе. Основные задачи исследования состояли в изучении отношения граждан к коррупционной практике; оценке уровня коррупционности в Чувашской Республике в различных сферах общества; выявлении причин, порождающих коррупцию; формировании антикоррупционного сознания, нетерпимости по отношению к коррупционным проявлениям. Социологическое исследование было проведено во всех районах Чувашской Республики, а также в крупных городах: Чебоксары, Новочебоксарск, Канаш, Алатырь и Шумерля по специальной анкете в форме формализованного интервьюирования респондентов. В каждом районе было опрошено не менее 100 респондентов. В Чебоксарском районе - 200 человек. В городах: Канаш, Алатырь и Шумерля объем выборки составил по 125 человек. В столице Чувашской Республике - Чебоксарах проинтервьюировано 500 и в г. Новочебоксарске 300 респондентов. По республике выборка составила 3536 человек.

Итоги социологического опроса показали, что в обществе широко распространен низовой тип коррупции. Он охватывает буквально все сферы, где граждане решают свои бытовые проблемы с помощью различных форм материального вознаграждения, формируя тем самым значительный сектор теневой экономики и достаточно терпимое отношение к коррупции. Результаты исследования показывают, что практически половина граждан республики достаточно терпимо относится к проявлениям коррупции.

Коррупционное поведение достаточно прочно вошло в массовое сознание населения, и практически является формой повседневной практики для значительной части граждан. Существует прямая зависимость между отношением к коррупции со стороны различных социальных групп, различающихся по возрасту, виду деятельности и материальному положению. Наиболее терпимое отношение к коррупции у молодежи, предпринимателей и студентов, у обеспеченны в материальном плане групп населения.

Несоблюдение законов и низкая правовая культура граждан являются, по мнению респондентов, наиболее важными факторами, порождающими коррупцию. Следующий фактор, который является значимым в качестве причины, порождающим коррупцию, является, по мнению граждан, коррумпированность власти на высшем уровне и ее неэффективность в борьбе с коррупцией: отсутствие наказания для чиновников за некачественную работу и плохая работа правоохранительных органов по борьбе с коррупцией. Граждане, в основном убеждены, что существование низовой коррупции зависит исключительно от воли высшей государственной власти, а раз возможна низовая коррупция, следовательно, это выгодно самой высшей власти, поскольку нижестоящему чиновнику приходится отдавать часть средств вышестоящим должностным лицам. Обращает внимание тот факт, что граждане на самые последние места по степени важности поставили исторические традиции коррупции и низкие зарплаты чиновников.

Чаще всего граждане сталкиваются со сферами здравоохранения, образования, ЖКХ и правоохранительными органами (особенно автоинспекции). Результаты исследования показывают, что именно в этих сферах достаточно широко распространена низовая коррупция. В сфере здравоохранения граждане, как правило, считают необходимым и обязательным отблагодарить врачей. Более половины граждан делает это в материальной форме, как правило, в виде подарков, пакетами с продуктами питания, спиртными напитками. В сфере образования граждане сталкиваются с тем, что вынуждены постоянно оказывать материальную помощь воспитательным и образовательным учреждениям. Достаточно высоким является уровень коррупционного поведения при сдаче ЕГЭ в школах и в случаях сдачи экзаменов и сессии в ВУЗах и ССУЗах.

В правоохранительной системе граждане чаще всего сталкиваются с органами автоинспекции. К сожалению, именно в этой сфере низовая коррупция распространена больше всего. Военная служба не пользуется у граждан престижем, поэтому граждане стремятся найти способы уклониться от исполнения своего Конституционного долга. Часто они пытаются решить проблемы с призывом на военную службу не совсем законными способами. Проблема не только в коррумпированности военкоматов, но и в коррумпированности системы здравоохранения, где граждане добиваются получения “фиктивных” справок о состоянии своего здоровья.

ЖКХ, по-прежнему, остается той сферой, где широко распространено решение проблем с помощью материального вознаграждения. Граждане постоянно доплачивают сантехникам, электрикам, поскольку состояние ЖКХ является одной из актуальнейших проблем города и каждой семьи.

Предприниматели являются наиболее активной категорией граждан, для которых коррупция является формой повседневной практики. Предприниматели демонстрируют повышенный уровень коррупционного поведения в таких ситуациях: аренда помещений, проблемы с административными органами местной власти, с муниципальными органами проверки, ОБЭП.

У предпринимателей возникают серьезные проблемы с подключением к городской канализации, с энергетиками по поводу подключения и выкупа мощностей, с газовой службой, с переводом помещений из одного статуса в другой статус, с получением земельных участков под строительство, с пожарными службами и СЭС, а так же налоговой инспекцией. Чаще всего предприниматели демонстрируют коррупционный стиль поведения в отношении автоинспекции. Из тех предпринимателей, у кого были проблемы, связанные с автоинспекцией, каждый второй прибегал к материальному вознаграждению.

Большинство граждан (85,3%) согласны поддержать усиление уголовной ответственности за взятки, особенно для тех, кто берет. Граждане страны охотно пошли бы на усиление контроля за государственным аппаратом, на усиление контроля за расходами чиновников, запрещение ближайшим родственникам чиновников заниматься предпринимательской деятельностью, но не согласны на повышение зарплаты чиновникам и на прослушивание телефонных разговоров. Более половины граждан согласны с практикой анонимной информации о случаях коррупции.

Старший помощник прокурора Чувашской Республики по взаимодействию с представительными (законодательными) органами государственной власти республики, органами местного самоуправления Ирина Владимировна Репкина выступила с докладом об оценке коррупциогенности проекта нормативного правового акта. По вопросу проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Чувашской Республики и их проектов был заслушан доклад заместителя начальника отдела экспертизы проектов нормативных актов и правового контроля Минюста Чувашии Светланы Александровны Чекрыгиной.

В докладах прозвучало, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов является одним из основных направлений по предупреждению коррупционных правонарушений. В соответствии с положениями Закона Чувашской Республики от 4 июня 2007 г. № 14 “О противодействии коррупции” антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов - это деятельность по выявлению и описанию коррупциогенных факторов, относящихся к нормативным правовым актам и их проектам, по разработке рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия таких факторов.

Экспертиза нормативных правовых актов Чувашской Республики и их проектов на коррупциогенность осуществляется в соответствии с Порядком проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Чувашской Республики и их проектов, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 декабря 2007 г. № 348 “О Порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Чувашской Республики и их проектов”.

О проведении оценки коррупционных рисков в органах исполнительной власти Чувашской Республики в своем выступлении рассказала начальник отдела экспертизы проектов нормативных актов и правового контроля Минюста Чувашии Ирина Вениаминовна Семенова.

Было отмечено, что оценка коррупционных рисков в органах исполнительной власти Чувашской Республики состоит из четырех основных этапов: I этап – определение функций органа исполнительной власти Чувашской Республики, в которых возможны проявления коррупционных рисков; II этап – анализ нормативных правовых актов Чувашской Республики, регулирующих функции органа исполнительной власти Чувашской Республики, в которых возможны проявления коррупционных рисков, на предмет наличия в них коррупциогенных норм и коррупционных факторов; III этап – оценка коррупционных рисков и их ранжирование по степени их распространенности в органе исполнительной власти Чувашской Республики; IV этап – утверждение органом исполнительной власти Чувашской Республики перечня мероприятий, направленных на снижение коррупционных рисков.

Обязательной оценке на коррупционность подлежат контрольные, разрешительные, регистрационные, юрисдикционные полномочия органов исполнительной власти Чувашской Республики во взаимоотношениях с гражданами и организациями, а также нормотворческие полномочия органов исполнительной власти Чувашской Республики. Оценка коррупционных рисков в органах исполнительной власти Чувашской Республики должна проводиться ежегодно.

С заключительным словом выступил министр юстиции Чувашской Республики Валерий Павлович Петров. В своем выступлении он отметил, что выполнение мероприятий антикоррупционной направленности в органах исполнительной власти Чувашской Республики должно носить системный характер. На уровне органов исполнительной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления должны быть приняты соответствующие планы мероприятий по противодействию коррупции с определением ответственных лиц. При этом министр юстиции обозначил необходимость создания юридических служб и увеличения численности юристов в органах исполнительной власти Чувашской Республики и органах местного самоуправления с учетом выполнения дополнительных функций.

 



29 января 2008
00:00
Поделиться
;