Нужда толкает на подлог
Через суды прошло уже не одно дело, связанное с хищением бюджетных денег руководителями образовательных учреждений. Но не только личная корысть толкает должностных лиц к противозаконным деяниям.
“СЧ” сообщала, как один из школьных директоров получил судимость за то, что часть денег, выделенных из бюджета на зарплату учителям, пустил на ремонт крыши учебного заведения. А недавно за служебный подлог ради школьных нужд осужден директор одной из СОШ Комсомольского района. С октября 2007-го по март 2008-го он, издав фиктивный приказ о трудоустройстве в школу своего брата, получал за него зарплату. За что был обвинен не только в служебном подлоге, но и в мошенничестве – в хищении денег обманным путем с целью личного обогащения.
Из объяснений самого директора следовало, что судить его не за что. Какая же тут личная корысть в подлоге и какой он мошенник, если ни копейки в свой карман не положил, да и брат тоже (он вообще ничего не знал). Все деньги (5720 рублей 50 копеек), полученные по фиктивным документам, потрачены на нужды школы, а ремонт здания директор собственными руками делал. Бухгалтерия отдела образования администрации района деньги для решения школьных проблем не выделяла, хотя директор не раз обращался туда по этому вопросу. И не голословно убеждал суд в своих благих намерениях – были представлены расходные документы на всю “криминальную” сумму. Короче, все для школы, все для детей.
Суд не нашел в действиях директора мошенничества (гособвинитель в ходе прений сторон также просил исключить из обвинения эту статью). Приняты во внимание не только показания директора и представленные им накладные и кассовые чеки, но и объяснения главного бухгалтера отдела образования. С ее слов, отдельной статьи расходов на хозяйственные нужды школ в бухгалтерии вообще не существует. Директора сами решают хозяйственные проблемы кто как может. А отдел образования не может выделить деньги даже на приобретение канцелярских товаров.
Суд также не нашел законных оснований назначать директору наказание за каждый эпизод, связанный с подлогом (ответственность за использование фиктивных документов с директора не снята), объединив их в один. Кроме того, признал, что и по этой статье в действиях директора не было личной корысти, а присутствовала “иная личная заинтересованность”. Таким образом, вину руководителя школы смягчили до минимума. Наказание за подлог – штраф в 7 тысяч рублей.
Безусловно, даже ради благих целей закон нарушать нельзя. Вызывает недоумение лишь одно – как вышло, что директора школ сегодня сами решают хозяйственные проблемы “кто как может”? Руководитель школы в суде переживал: если учеников, которые участвуют в спортивных соревнованиях, в других культурно-массовых мероприятиях, в олимпиадах, не обеспечивать транспортом (у школы нет своего автобуса), не кормить обедами, не поощрять призами, то они потеряют интерес ко всему этому, станут менее активными. Это же дети. И на все это нужны деньги, как и на тетради, бумагу для ксерокса, веники, лопаты и прочие нужды, – всё на школе.
Видимо, отсутствие “хозстроки” в основном бьет именно по сельским школам. Городские и расположенные в крупных райцентрах имеют возможность хотя бы частично решать хозяйственные проблемы за счет предоставляемых населению платных услуг. Но в деревенских школах на приток народа в тот же школьный спортзал, да еще за деньги, рассчитывать не приходится. Со слов директора, попавшего под уголовную статью, родители пошли такие, что кое-как по 100 рублей в месяц на школьные обеды детям собирают. Попробуй попроси у них еще на хозяйственные нужды, к примеру, на ремонт школы. Может, какие школы и практикуют подобное. Но такие поборы со стороны школьного руководства незаконны, тоже можно под статью загреметь. Между тем на ремонт школы один раз в год выдают только краску, да и то в недостаточном количестве.
Сельские школы считают себя бедными по сравнению с городскими, которым, по разговорам между директорами, деньгами помогают больше. Как нам сообщили в Министерстве образования республики, деньги из республиканского бюджета выделяются только на зарплату учителям и ведение учебного процесса (наглядные пособия, оплата интернет-связи и т. д.). А решать вопросы, связанные с хозяйственными нуждами, – это прямая забота муниципалитетов, учредивших школы. Но, видно, не везде местные бюджеты настолько крепки денежкой, чтобы обеспечить учебные учреждения всем необходимым. “Дают сколько могут”, – это некоторые директора сельских школ с благодарностью о помощи со стороны администраций. Если и дают, то самое неотложное. К примеру, холодильник для школьной столовой.
Не исключено, что за счет принятых на работу “подснежников” хозвопросы пытаются решать и в некоторых других школах. “Пока не поймали”, – без улыбки резюмирует представитель следственного управления при прокуратуре по Чувашии. – А поймают обязательно”. Это факт. И что же делать? Ответ, думается, простой – больше внимания уделять материальному обеспечению школ, особо деревенских, чтобы директора не преступали закон ради веника, заправки бензином автобуса для поездки школяров в райцентр на олимпиаду или пачки шурупов, позарез нужных для ремонтных работ. Чтобы работники бухгалтерии районных отделов образования не позорили местную власть грустной правдой: “Авансовые отчеты по хозяйственным расходам директорами школ не представлялись, так как не было возможности их оплатить”.