Многоголовая гидра коррупции
Многоголовая гидра коррупции
В минувший понедельник в редакции нашей газеты состоялось первое в нынешнем году заседание клуба деловых людей, на котором обсудили одну из актуальнейших тем — “Коррупция. Как с ней бороться?”. За круглым столом дискутировали советник Президента ЧР, председатель Совета по стратегическому развитию Чувашской Республики Владимир КУЗНЕЦОВ, президент Торгово-промышленной палаты ЧР Игорь КУСТАРИН, заместитель начальника управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД ЧР Александр БОТИН, прокурор Новочебоксарска Андрей БЕЛЬСКИЙ, депутат Новочебоксарского городского Собрания предприниматель Артур МИШКАРУДНЫЙ, член координационного совета по поддержке малого бизнеса при администрации Новочебоксарска предприниматель Геннадий СОВЕТНИКОВ. К сожалению, администрация Новочебоксарска на наше приглашение на круглый стол не откликнулась.
Коррупция — это действие или бездействие лица, принимающего решение в своих корыстных интересах или корыстных интересах другого лица. Для органов власти — злоупотребление служебным положением в личных целях.
Журналист: По данным ВЦИОМ, который проводил опрос населения в 2005 году, 65 процентов респондентов считали, что коррупцию победить невозможно. Треть опрошенных наиболее коррумпированными называли власти и правоохранительные органы, столько же — общество в целом. Почему она появляется? Председатель национального антикоррупционного комитета страны, член Президентского Совета по защите гражданских прав и свобод граждан Кирилл Кабанов, выступая в клубе региональной журналистики “Из первых уст” (Москва), заявил, что причиной коррупции служит отсутствие политической конкуренции и независимых средств массовой информации. Коррупция, по его мнению, это бизнес, и самый доходный в России, оборот которого 300 млрд. долларов в год. Согласны ли вы с такими утверждениями? Какова ваша точка зрения?
В.Кузнецов: Цифра возросла. Сейчас уже называют 400 млрд. долларов.
Г.Советников: Не согласен с тем, что коррупция — бизнес. Под словом “бизнес” предпринимательство подразумевает использование в экономической деятельности личного имущества для извлечения прибыли.
Журналист: Но бизнес бывает легальным, нелегальным...
Г.Советников: Одной из причин коррупции, на мой взгляд, является несовершенство нормативно-правовых актов. На координационном совете я предложил провести их общественную экспертизу. Администрация города восприняла это без энтузиазма, пояснив, что у нас нет на то полномочий, и так, мол, “местное законодательство” проверяет прокуратура.
А.Мишкарудный: Коррупция появилась вместе с человечеством — была при первобытно-общинном строе, коммунизме, есть сейчас. Искоренить ее вряд ли возможно, потому что она заложена в человеке на “генном уровне”. Это такой же порок, как пьянство, наркомания. Считаю, что любой подвержен коррупции, когда он окажется в определенной системе. Коррупцию породило общество. Общество и должно бороться с ней.
И.Кустарин: Согласен с тем, что одна из серьезных мер противодействия коррупции — проведение экспертизы нормативно-правовых актов: местного, республиканского, федерального уровней. Нередко именно отсутствие в них четких механизмов взаимодействия общества и власти порождает коррупцию. Надо смелее вовлекать в это дело предпринимательские ассоциации, союзы, средства массовой информации. Это один из способов борьбы с коррупцией. Другой момент. Если говорим о коррупции, то надо иметь в виду не только чиновников. Разве бизнес-сообщество остается в стороне?
А.Ботин: Государство само создает предпосылки возникновения коррупции. Говорите, что виноваты законы. Это не совсем правильно. Предприниматели тоже являются “источником” появления коррупции. Например, ограничивая конкуренцию. Был случай. Руководитель частного предприятия получил незаконное денежное вознаграждение за предоставление торговых мест.
Коррупцию можно искоренить, если человек изменит отношение к системе управления. Приведу статистику по республике. Если в 2003 году было 155 должностных преступлений, то в 2007-м — 476, в том числе случаев взяточничества 47 и 91 соответственно. Вывод: либо правоохранительные органы стали работать жестче, либо вымогают (дают взятки) чаще. И дающие, и берущие в коррупционной схеме задействованы в равной степени. На нас возложена задача противодействовать коррупции. Сколько фактов выявим, столько и будет в статистике.
По поводу того, какие деньги крутятся в “коррупционном” обороте. Считаю, что названные 300-400 млрд. долларов — достаточно заниженные цифры.
В.Кузнецов: Я знаком с реальностью жизни в России, США, Австралии, Западной Европе. В Америке никому и в голову не придет предложить деньги полицейскому. Потому что точно знает, что в этом случае посадят в тюрьму. Если я там приду с вопросами, связанными с бизнесом, в мэрию, никто даже не попытается вымогать деньги. А в большинстве случаев и ходить туда не надо — все необходимые документы пришлют по почте.
Недавно пошел в “родную” налоговую за индивидуальным номером налогоплательщика (ИНН). В очереди человек 80. Разве нельзя данный номер прислать по почте? Подобные унизительные очереди “изобретены” специально для того, чтобы был повод кого-го прогнуть, с кого-то вымогать что-то.
К сожалению, это вертикаль. И довольно жесткая. Вот невыдуманная история. Главу судебных приставов одного из субъектов РФ пригласили в министерство и потребовали денег. “Где я их возьму? С рядовых приставов соберу?” — удивился он. “А ты как думал?” — был ответ. Ему: “Тогда пиши заявление по собственному желанию”. Написал. И тут же в том же министерстве предложили должность за... 250 тысяч долларов. Сейчас чиновничье место стоит намного дороже. Я далек от мысли, что коррупцию можно искоренить. Однако установить некие пределы вполне возможно. Но не обойтись без участия общества, СМИ. И должна быть политическая конкуренция. Сегодня средства массовой информации отодвинуты далеко, люди — тем более. Если какая-то мелочь вдруг станет достоянием гласности, тут же включается весь административный механизм, начинается мощное давление, потому что “портятся” показатели. Нынешние конструкции не работающие и не дееспособные.
А.Мишкарудный: Кто и как исправит ситуацию с коррупцией? Институты гражданского общества: ассоциации, союзы, а также СМИ. Мощнейшим институтом гражданского общества, считаю, является местное самоуправление. Это, по сути, демократическое мини-государство, в котором есть представительная и исполнительная власть. Но Собрание депутатов зачастую служит лишь механизмом для голосования. Коммунальщики говорят: вот тарифы, утвердите. Но прежде должна быть проведена экспертиза. Данную работу обязан выполнять муниципальный контрольный орган, которого нет. Надеюсь, что проблему решим.
В.Кузнецов: Я убежден в том, что в борьбе с коррупцией велика роль общественных организаций, СМИ. Сейчас людям каждый раз указывают их место: какие у вас полномочия? Никаких! Просто я активный член общества. Человек имеет право знать, что происходит в обществе, в котором живет.
В.Кустарин: Одна из задач — раскрепостить сознание для активного проявления своего “я”, которое подавлялось десятилетиями.
А.Бельский: Коррупция — болезнь. Значит, надо найти ее причины. Коррупция бывает бытовая и деловая. В Западной Европе, Америке бытовая отсутствует: человек хочет открыть свое дело, пишет заявление и все разрешительные документы получит по почте. Нет контакта с чиновниками, нет и взяток. У нас, если, например, хочешь установить киоск, массу преград надо преодолеть, собирая подписи.
С деловой коррупцией дело посложнее. Приходят бюджетные деньги, надо их распределять. Объявляется тендер. Тут и появляется почва для коррупции. Теперь в обиходе не “взятка”, а “откат”. Он имеет место быть.
По поводу нормативно-правовых актов. Прокуратура проводила проверку документов, изданных в последние годы администрацией города. В 155 постановлениях главы значились пункты, предусматривающие административные барьеры. Кстати, нормативно-правовые акты, затрагивающие интересы неопределенного круга лиц, должны публиковаться в средствах массовой информации. Любой гражданин вправе обжаловать их в судебном порядке. На 100 процентов искоренить коррупцию не удастся. Важно освещать в СМИ дела коррупционной направленности, когда люди приговором суда признаны виновными.
А.Ботин: Вы хотите законодательство сделать более прозрачным — это понятно. Мы работаем с тем, что есть. Бороться с коррупцией можем тогда, когда есть информация. В управлении по борьбе с экономическими преступлениями имеется телефон доверия — 31-22-52. По нему может позвонить любой житель Чувашии, даже не называя свою фамилию, и высказать подозрения о коррупции.
И.Кустарин: Есть законы, которые не исполняются. Никто никогда за это не несет ответственности. Приведу пример. Предприниматель хочет выкупить или арендовать земельный участок. По закону срок оформления документов 30 дней. Он затягивается. Вопрос не раз обсуждали на разных уровнях, но процедура такова, что раньше, чем за 293 дня, заключить договор просто невозможно.
А.Бельский: Что мешает вам обратиться в суд?
И.Кустарин: Обращаемся, защищаем предпринимателей. Только в суде не бывает победителей, бывают одержавшие верх. Но проигрывают обе стороны. В результате несет убытки бизнес, тратятся деньги, нервы. К тому же зачастую человек, обратившийся в суд на неправомерные действия (или бездействие) чиновников, становится фигурой, мягко говоря, неудобной. Изгоем.
А.Бельский: Все споры надо решать в правовом поле, а не на площадях.
В.Кузнецов: Что противозаконного, если на площадях люди выскажут свое мнение, когда власти глухи?
Журналист: Мы известили читателей о предстоящем круглом столе и принимали от них вопросы. Борис Алексеев интересуется, есть ли случаи разоблачения коррупции в Новочебоксарске?
А.Бельский: В прошлом году осуждены трое сотрудников ГИБДД за взятки.
Журналист: Горожанин Вениамин Макаров задал вопрос: “Прошла информация, что ООО “Новэк” незаконно собрало с населения за отопление более 9 млн. рублей и не возвращает. Это коррупция?”
А.Бельский: Ничего не слышал о 9 миллионах. Проверки на наличие признаков преступления в “Новэке” продолжаются.
В.Кузнецов: Дело не в 9 миллионах. Нужно понять причину и следствие. Гораздо важнее выяснить, почему компания имеет свободу действий и является практически монопольной. И здесь как раз возможна коррупция.
А.Мишкарудный: Еще раз подчеркну, если бы в городе существовал муниципальный контрольный орган, а он по законодательству должен быть, то мы могли бы, не затягивая, разобраться с этим вопросом, а также со многими другими в сфере ЖКХ. Только в нынешнем году проблему реформирования ЖКХ депутаты поднимали трижды, даже поручили главе администрации создать рабочую группу, куда вошли бы депутаты, для анализа состояния дел в управляющих компаниях жилищно-коммунального хозяйства. Ответа до сих пор не получили. Хватит ждать, надо объединяться. Проще всего по месту жительства. Не нужно сидеть в своих квартирах, следует в каждом доме создать домовые комитеты, в микрорайонах — ТОСы, но самостоятельные. Собрание депутатов разрабатывает современные положения о домовых комитетах и ТОСах. И уже в нынешнем году намерены их утвердить.
И.Кустарин: Необходимо всячески поддерживать создание и деятельность общественных организаций предпринимателей, чтобы влиять на власть снизу. И это будет во благо самой власти.
В.Кузнецов: Встречаясь со студентами, говорю: “Думайте своей головой. Это ваша жизнь. Никто лучше вас ею не распорядится, за вас ее никто не проживет”. Чрезвычайно важная позиция — самостоятельное мышление.
Однажды я летел в самолете, и мне попалась газета “Файнэншл Таймс”. Журналист размышляет, что чувство частной собственности у советских людей гораздо сильнее, чем в странах капитализма. Приводит пример. В квартирах идеальный порядок, а выходишь за дверь — грязь. Как-то у подъезда дома, где живу, пишет далее, сажаю цветы. На меня люди смотрели, как на идиота. Подобная картина на Западе — нормальная вещь.
Наших людей загнали в конуру, и до сих пор они там находятся. Местное самоуправление может помочь им выйти оттуда. Но нужны лидеры. Развитию местного самоуправления большое внимание уделяет Президент Николай Федоров. Это часть Стратегии социально-экономического развития республики до 2020 года. Мы готовы обсудить проблему на примере Новочебоксарска на заседании Совета по стратегическому развитию.