Государственная служба Чувашской Республики по делам юстицииЧӑваш Республикин Юстици енӗпе ӗҫлекен патшалӑх служби

Не надо бояться проявлять инициативу

Не надо бояться проявлять инициативу

 

В современных условиях все больше возрастает роль непосредственного участия граждан в формировании гражданского общества. Оно, в свою очередь, призвано развивать и защищать складывающиеся в стране общественные отношения по различным направлениям деятельности. В связи с этим создание эффективных механизмов личного участия заинтересованных лиц в развитии общества является одной из актуальных задач, поскольку знание и правильное применение своих прав и имеющихся возможностей является необходимой предпосылкой успешного применения юридическими и физическими лицами предусмотренных законом надлежащих способов правовой защиты своих интересов.

С принятием Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» впервые в качестве одной из мер профилактики коррупции предусмотрено проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов. В развитие этой задачи постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 года № 195 нормативно закреплена возможность проведения независимой экспертизы на коррупциогенность, где в качестве независимых экспертов выступают физические и юридические лица, тем самым получившие особое право участвовать в развитии общественных и политических институтов, свободных от проявлений коррупции.

Можно ли стать независимым экспертом и проводить антикоррупционную экспертизу? Оказывается, да, можно. Независимым экспертом стать достаточно просто – необходимо просто получить аккредитацию Министерства юстиции Российской Федерации. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 года № 195 независимая экспертиза на коррупциогенность проводится аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации юридическими и физическими лицами в инициативном порядке за счет их собственных средств. Заинтересованное лицо подает лично или по почте в Минюст России следующие документы: заявление об аккредитации, составленное в произвольной форме, копии диплома, трудовой книжки и документа, удостоверяющего личность. Для юридических лиц дополнительно к названным документам необходимо приложить копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица, а также список сотрудников организации, отвечающих требованиям к аккредитации физического лица.

Министерство юстиции Российской Федерации в свою очередь в течение 20 рабочих дней с даты поступления в центральный аппарат Минюста России документов после проверки полноты и правильности их оформления принимает решение об аккредитации или об отказе в аккредитации.

При принятии положительного решения издается распоряжение Минюста России об аккредитации юридического или физического лица в качестве независимого эксперта и выдается соответствующее свидетельство сроком на пять лет. Плата за аккредитацию, в том числе за выдачу свидетельств, не взимается. Выдача заявителю свидетельства об аккредитации осуществляется через территориальный орган Минюста России по субъекту Российской Федерации. В Чувашской Республике – Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике, находящееся по адресу: г. Чебоксары, ул. К. Маркса, д. 56.

При отказе в аккредитации Минюст России направляет в адрес заявителя письмо с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения.

Но к кандидату, претендующему на статус независимого эксперта, выдвигается ряд требований. Так, основными требованиями и условиями для проведения аккредитации независимых экспертов являются: наличие любого высшего профессионального образования и стажа работы по специальности не менее пяти лет – для физических лиц, а для юридических лиц – наличие в штате не менее трех сотрудников, удовлетворяющих требованиям к аккредитации физического лица.

Есть и основания для отказа аккредитации. Таковых всего два: во-первых, несоответствие физического или юридического лица вышеуказанным требованиям, а во-вторых, непредставление или ненадлежащее оформление документов.

Существует свой порядок проведения независимой экспертизы. Так, в целях обеспечения проведения независимой экспертизы проектов нормативных правовых актов на коррупциогенность установлена обязанность разработчиков проектов документов размещать их на своем официальном сайте в сети Интернет в течение рабочего дня, когда указанные документы направляются на согласование в государственные органы и организации. Начиная с этого момента независимые эксперты начинают свою работу, при этом срок проведения независимой экспертизы на коррупциогенность не может быть меньше срока, установленного для их рассмотрения заинтересованными государственными органами и организациями. Исключение составляют проекты документов, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера – в отношении которых независимая экспертиза на коррупциогенность не проводится.

При проведении независимой экспертизы на коррупциогенность можно руководствоваться методикой, которая утверждена постановлением Правительства Российской Федерации № 196 от 5 марта 2009 года. В ней отражены основные правила проведения экспертизы на коррупциогенность, а также достаточно подробно прописаны сами коррупционные факторы. Они выделены в три группы: факторы, связанные с реализацией полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления; факторы, связанные с наличием правовых пробелов; факторы системного характера.

По результатам независимой экспертизы на коррупциогенность составляется экспертное заключение, оформляемое в соответствии с указанной методикой. Далее экспертное заключение направляется федеральному органу исполнительной власти – разработчику проекта документа по почте или курьерским способом, либо в виде электронного документа.

Положения проекта нормативного правового акта, способствующие созданию условий для проявления коррупции, выявленные при проведении независимой экспертизы на коррупциогенность, должны устраняться на стадии доработки проекта документа структурными подразделениями федерального органа исполнительной власти – разработчика проекта документа.

В случае, если федеральный орган исполнительной власти, представивший проект, не согласится с результатами независимой экспертизы, свидетельствующими о наличии в проекте документа положений, способствующих проявлению коррупции, он вносит указанный проект на рассмотрение Президента Российской Федерации или в Правительство Российской Федерации с приложением пояснительной записки с обоснованием своего несогласия и всех поступивших экспертных заключений, представленных независимыми экспертами.

Аналогичное право на проведение независимой экспертизы на коррупциогенность в отношении правовых актов, принимаемых органами государственной власти Чувашской Республики, проектов таких актов предусмотрено Законом Чувашской Республики № 14 от 4 июня 2007 года «О противодействии коррупции» и постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики № 348 от 25 декабря 2007 года «О порядке проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов Чувашской Республики и их проектов».

Необходимо помнить, что и от нас зависит, какие законы и нормативные правовые акты будут приниматься, а также каким образом можно уберечь чиновника и себя от коррупции. Главное – не бояться проявлять инициативу и активно участвовать в этом процессе.

 



"Республика"
08 июля 2009
00:00
Поделиться
;