Государственная служба Чувашской Республики по делам юстицииЧӑваш Республикин Юстици енӗпе ӗҫлекен патшалӑх служби

Значимость борьбы с коррупцией

Значимость борьбы с коррупцией

Ратификация Российской Федерацией основных международных правовых антикоррупционных инструментов и связанное с этим участие России в Группе государств против коррупции (ГРЕКО), принятие и вступление в силу федеральных законов «О противодействии коррупции» и «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», утверждение Национальной стратегии противодействия коррупции и Национального плана противодействия коррупции на 2010–2011 годы создали прочную законодательную базу для организации эффективного противодействия коррупции в Российской Федерации, отвечающую международным стандартам.

Однако уровень распространенности этого явления продолжает оставаться высоким, что позволяет рассматривать коррупцию как одну из системных угроз безопасности Российской Федерации. В связи с этим одним из важнейших приоритетов органов прокуратуры является надзор за исполнением федерального законодательства в сфере реализации ключевых направлений государственной антикоррупционной политики, определенной Национальной стратегией противодействия коррупции.

Одним из факторов, способствующих наличию массовых коррупционных проявлений, является несовершенство законодательства, в том числе коррупциогенность нормативных правовых актов. Практика прокурорского надзора показала, что в ряде случаев действующие нормативные правовые акты органов государственной власти Чувашской Республики и местного самоуправления, их проекты содержат нормы, способствующие злоупотреблению властными полномочиями и, как следствие, порождающие коррупцию. Нормы, которые провоцируют коррупционные проявления, в том числе совершение коррупционных правонарушений, называются коррупциогенными.

Совершенствование качества правового регулирования путем устранения коррупционных норм, обеспечение режима законности являются важной задачей как органов государственной власти Чувашской Республики и местного самоуправления, так и органов прокуратуры. Крайне важно осуществлять раннее выявление коррупциогенных факторов как в действующих нормативных правовых актах, так и в их проектах, создающих потенциальную возможность для коррупционных решений и действий субъектов правоприменения – должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций.

Правовые основы проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов заложены в Конвенции ООН против коррупции 2003 года, участницей которой Российская Федерация является с 8 июня 2006 года. Этой Конвенцией предусмотрено, что каждое государство-участник стремится периодически проводить оценку соответствующих правовых документов и административных мер с целью определения их адекватности с точки зрения предупреждения коррупции и борьбы с ней.

В целях реализации Конвенции ООН в 2008 году был принят Федеральный закон «О противодействии коррупции», которым установлены правовые основы противодействия коррупции в России. Закон определил антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов как меру по профилактике коррупции. Специальным законом, направленным на регулирование порядка проведения антикоррупционной экспертизы, является Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», принятый в 2009 году. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» дополнен положениями, возлагающими на органы прокуратуры проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и обязывающими при выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов вносить в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с целью исключения коррупциогенных факторов.

К субъектам антикоррупционной экспертизы, которые обязаны проводить антикоррупционную экспертизу, относятся органы прокуратуры, федеральный орган исполнительной власти в области юстиции (Министерство юстиции РФ и его территориальные подразделения), иные органы, организации и их должностные лица, принимающие нормативные правовые акты. В инициативном порядке антикоррупционную экспертизу проводят независимые эксперты, институты гражданского общества (общественные организации) и граждане.

В первом квартале 2011 года органами прокуратуры республики проведена антикоррупционная экспертиза более 100 действующих республиканских нормативных правовых актов и более 300 проектов нормативных правовых актов, подготовленных органами государственной власти республики. При этом в четырех нормативных правовых актах органов государственной власти республики содержались коррупциогенные факторы. Прокуратурой республики внесены требования в соответствующие органы власти, которыми приняты меры по исключению коррупциогенных факторов из правовых актов. Также коррупциогенные факторы выявлены в четырех проектах республиканских нормативных правовых актов. По предложению прокуратуры республики коррупциогенные факторы из проектов исключены.

Наряду с этим за три месяца 2011 года органами прокуратуры изучено на коррупциогенность более 1300 нормативных правовых актов органов местного самоуправления и более 1100 проектов актов указанных органов. Коррупциогенные факторы выявлены в 95 нормативных правовых актах и их проектах, для устранения которых принесено 24 протеста, направлено 27 требований и 44 информации. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования коррупциогенные факторы устранены.

Анализ практики антикоррупционной экспертизы показывает, что к наиболее типичным коррупциогенным факторам, выявляемым органами прокуратуры в нормативных правовых актах и их проектах, относятся широта дискреционных полномочий (отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения), определение компетенции по формуле «вправе» (диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления действий в отношении граждан и организаций), наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества, отсутствие положений о порядке обжалования решений органов власти и должностных лиц. Нередки случаи, когда коррупциогенные положения нормативных правовых актов одновременно противоречат требованиям федерального законодательства.

Так, постановлением администрации Алатырского района «Об утверждении процедуры предоставления земельных участков» не были определены сроки совершения органами местного самоуправления ряда действий по предоставлению земельных участков в собственность или в аренду. Соответствующие нормы не только противоречили федеральному законодательству, но одновременно имели коррупциогенный характер, так как устанавливали для правоприменителя возможность злоупотребления своими полномочиями. По протесту Алатырского межрайпрокурора постановление приведено в соответствие с федеральным законодательством, коррупциогенные факторы из него исключены.

Правилами землепользования и застройки г. Канаш, утвержденными решением городского Собрания депутатов, на граждан возлагалась не предусмотренная федеральным законодательством обязанность по согласованию проектной документации, что создавало дополнительные административные барьеры для получения желаемого результата. По протесту прокурора коррупциогенные факторы из указанного муниципального правового акта исключены.

Проектами постановлений администраций ряда муниципальных образований с превышением компетенции предусматривалось взимание платы в счет возмещения вреда, наносимого при движении транспортных средств по автомобильным дорогам в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий. Своевременным прокурорским вмешательством принятие правовых актов, содержавших коррупциогенные факторы, пресечено.

При проведении антикоррупционной экспертизы прокуратурой Чувашской Республики осуществляется взаимодействие с институтами гражданского общества. Заключены соглашения о взаимодействии с Торгово-промышленной палатой Чувашской Республики, Чувашским региональным отделением общероссийской общественной организации «Ассоциация России», в рамках которых осуществляется обмен информацией, согласованная деятельность в данной сфере. Работа органов прокуратуры по выявлению коррупционной составляющей в нормативных правовых актах востребована обществом, и ее эффективность очевидна.



"Республика"
13 апреля 2011
00:00
Поделиться