Государственная служба Чувашской Республики по делам юстицииЧӑваш Республикин Юстици енӗпе ӗҫлекен патшалӑх служби

Над проблемой коррупции надо работать сообща

О том, как реализуется антикоррупционная политика в Чувашии, в своем интервью газете рассказала министр юстиции Чувашской Республики Н.В. Прокопьева.

– Надежда Викторовна, противодействовать коррупции в современных условиях, когда на помощь недобросовестным людям приходит техника, современные технологии, очень сложно. Что является основным стержнем этой политики в Чувашии?

– В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 30 ноября 2010 года Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев отметил: «Нашей принципиальной задачей остаётся борьба с коррупцией. Считаю, что мы должны самым внимательным образом анализировать исполнение уже принятых решений и двигаться дальше». Позиция Президента Чувашской Республики по данному вопросу тоже жесткая. В посланиях Государственному Совету Чувашской Республики «В молодежь надо верить!» и «Все для человека и во имя человека» Президент отметил, что «чиновник, приватизирующий государственные полномочия в угоду собственному карману, должен быть не просто наказан по закону, он должен быть подвергнут публичному позору», а также, что «борьба с коррупцией остается нашей принципиальной и главной задачей. В этой связи обращаю внимание на необходимость неукоснительного соблюдения законов чиновниками всех уровней власти».

Не бывает абстрактной борьбы с коррупцией, и над проблемой надо работать сообща, т.е. требуется целенаправленная деятельность всех структур власти: законодательной, исполнительной, судебной, а главное – поддержка и содействие со стороны наших граждан. Этому должна способствовать и созданная в республике Общественная палата Чувашской Республики.

Предупреждение коррупции и борьба с ней, а также минимизация последствий коррупционных правонарушений в органах государственной власти Чувашской Республики и органах местного самоуправления, в том числе при осуществлении ими возложенных функций и при предоставлении государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям, информационная открытость и прозрачность деятельности органов государственной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления в Чувашской Республике являются приоритетными направлениями реализации антикоррупционной политики в Чувашской Республике.

– В то же время нередко говорят о том, что распространению коррупции способствует несовершенство законодательства. Как Вы видите работу по данному направлению?

– В какой-то степени об этом можно говорить, но только в части несовершенства тех или иных нормативных правовых актов, но не законодательства в целом.

К тому же в Чувашской Республике проводится антикоррупционная экспертиза как разрабатываемых, так и принятых нормативных правовых актов Чувашской Республики. Данная экспертиза проводится всеми органами исполнительной власти Чувашской Республики как непосредственными разработчиками проектов, так и Министерством юстиции Чувашской Республики, также органами прокуратуры и Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике.

Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов – достаточно новое и сложное направление в экспертизе нормативных правовых актов.

Тем не менее, в настоящее время антикоррупционная экспертиза, выскажу свое мнение,– это больше техническое установление наличия коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах. Между тем, упор необходимо делать на то, как будет работать нормативный правовой акт при его реализации на практике.  Это уже другой более высокий уровень экспертизы нормативных правовых актов на коррупциогенность. Для этого требуется и другая более высокая квалификация и возможно специальная подготовка специалистов и в первую очередь юристов. И здесь как никогда на помощь должны прийти независимые эксперты – неравнодушные граждане, именно их информация о том, насколько коррупциогенны те или иные положения действующего на практике закона или иного нормативно правового акта будет служить источником изменения таких нормативных правовых актов.

Другой немаловажной задачей для нас является также то, чтобы не только принять законы и иные нормативные правовые акты, совершенные с точки зрения юридической техники и содержания, важно добиться их безусловного исполнения. То есть возникает вопрос их правоприменения. А закон в первую очередь должен исполняться. Даже самые совершенные законы, если они не будут исполняться и работать, не дадут долж-ного результата.

Еще одна сторона правоприменения закона – своевременное принятие подзаконных нормативных правовых актов, чтобы у нас не возникало каких-то пробелов, противоречий, взаимоисключающих норм или такой ситуации, когда закон принят, а без подзаконных актов его нормы не применяются.

Полагаю, что здесь весьма эффективным механизмом может стать антикоррупционный мониторинг нормативных правовых актов Чувашской Республики и муниципальных правовых актов, который будет осуществляться в рамках мониторинга правоприменения. Данный мониторинг должен являться неотъемлемой составной частью, с одной стороны, совершенствования законодательства и правоприменительной практики, с другой стороны, региональной государственно-правовой политики, одной из составляющих которой является антикоррупционная политика республики, направленная на защиту прав и свобод человека и гражданина, создание прозрачных механизмов принятия решений и повышение ответственности за их реализацию.

В настоящее время Минюстом Чувашии разрабатывается проект постановления Кабинета Министров Чувашской Республики по проведению мониторинга правоприменения.

– Надежда Викторовна, а власть интересуется мнением граждан по вопросам коррупции?

– Безусловно. Более того, мнение граждан должно быть определяющим в работе органов власти по противодействию коррупции. С этой целью Минюстом Чувашии изучается общественное мнение, проводятся ежегодно социологические исследования, итоги которых показывают, что в целом пусть и не так быстро, но люди осознают, что коррупция разлагает общество. Наибольшее неприятие коррупции демонстрирует старшее поколение, особенно пенсионного возраста. Во многом это связано с сохранением старых ценностных отношений к социальным нормам и с невысоким материальным положением этой категории граждан. Отношение к коррупции как к части нашей жизни более ярко проявляется у работающих граждан, причем статистика трех лет показывает, что более высокие по социальному статусу граждане терпимее относятся к коррупции, то есть можно сказать, что коррупция является привилегией материально обеспеченных слоев населения. Чем выше уровень материального положения, тем выше уровень терпимости и следовательно вероятности реализации коррупционного поведения.

– Какая работа проводится в органах государст-венной власти Чувашской Республики по противодействию коррупции?

– Самая различная. Органы государственной власти – это и Правительство Чувашской Республики, Государственный Совет Чувашской Республики, Контрольно-счетная палата Чувашской Республики и министерства, госкомитеты. Кабинет Министров Чувашской Республики рассматривает на своих заседаниях проекты нормативно-правовых актов, а Государственный Совет Чувашской Республики принимает законы, в том числе в сфере противодействия коррупции.

Хочу отметить, что Чувашская Республика находится на первом месте в Приволжском федеральном округе по числу нормативных правовых актов по вопросам противодействия коррупции. Поэтому законодательная и нормативная база для борьбы с коррупцией создана достаточная, надо только эффективно работать и применять созданную нормативно-правовую базу.

Контрольно-счетная палата Чувашской Республики – это тот орган, который непосредственно призван проверять расходование государственных средств, в данном случае средств республиканского бюджета, их целевое и эффективное использование.

Если взять органы государственной власти Чуваш-ской Республики в целом, то все они проводят антикоррупционную экспертизу разработанных и принятых ими нормативных правовых актов, также в них образованы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержден их состав и порядок работы, утверждены перечни конкретных должностей государственной гражданской службы Чувашской Республики, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие Чувашской Республики представляют сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. В случаях непредставления или представления недостоверных сведений проводятся служебные проверки, по результатам которых применяются различные меры воздействия от дисциплинарного взыскания до увольнения.

Хочу отметить также, что в республике в целях совершенствования системы противодействия коррупции и устранения причин, ее порождающих, создан Координационный совет по противодействию коррупции при Президенте Чувашской Республики. Этой же задаче служит и Координационное совещание при Президенте Чувашской Республики по обеспечению правопорядка в республике.

– Вы можете привести конкретные примеры, связанные с фактами коррупции должностных лиц?

– Как я уже сказала выше, в республике органами государственной власти проводится всесторонняя работа по борьбе с таким злостным явлением, как коррупция. Данная работа проводится в тесном взаимодействии с правоохранительными органами.

Что касается конкретных фактов по результатам проделанной работы. За 10 месяцев 2011 года правоохранительными органами в суд направлено 109 уголовных дел, из них в отношении 35 лиц – по фактам мошенничества, на 32 лица – за присвоение или растрату, на 17 лиц – за злоупотребление и превышение должностными полномочиями, на 14 лиц – за получение взятки, на 18 лиц – за дачу взятки. В ходе проверок прокуратурой Чувашской Республики в сфере соблюдения законодательства о государственной гражданской и муниципальной службе, противодействия коррупции за 9 месяцев текущего года выявлено 2294 нарушений закона. С целью устранения выявленных нарушений работниками прокуратуры внесено 741 представление об устранении нарушения, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности были привлечены 624 должностных лица, к административной ответственности привлечены 94 лица, направлено в суд 210 заявлений по вопросам противодействия коррупции.

– Надежда Викторовна, факты конфликта интересов на государственной гражданской или муниципальной службе выявляются?

– Да, выявляются. Для примера: по данным прокуратуры Чувашской Республики, прокурором Порецкого района установлено, что победителем конкурсного отбора бизнес-проектов для оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства признана организация, руководителем и одним из учредителей которой являлся родственник председателя конкурсной комиссии с правом решающего голоса. При этом председатель конкурсной комиссии в нарушение Федерального закона «О противодействии коррупции» не принял меры по недопущению возникновения конфликта интересов, в письменной форме не уведомив главу о возникшем конфликте интересов. Прокуратурой района внесено представление, которое рассмотрено на районной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, по предложению комиссии виновное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

– Достаточно ли по-Вашему проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Чувашской Республики, и надо ли принимать новые меры по противодействию коррупции?

– Конечно же, недостаточно. Наряду со всеми предпринимаемыми мерами считаю, что в первую очередь надо всем нам сообща воспитывать и прививать детям с раннего возраста нетерпимость к такому явлению, начиная с садика, со школы, а также создавать такие условия для взяточника, коррупционера, чтобы он в результате терял все: работу, имущество, уважение, а получал осуждение в обществе (со стороны коллег, соседей, друзей) и наказание по закону.

Важным представляется дальнейшее развитие информационной открытости, закрепление достигнутой стабильности государственной гражданской и муниципальной службы и повышение авторитета государственной службы с тем, чтобы люди боялись потерять должность государственной службы и дорожили ей.

Хочу также отметить, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов не панацея, ее эффективность будет наибольшей только при применении в совокупности с другими мерами профилактики коррупции, а также в сочетании с эффективным антикоррупционным законодательством прежде всего в сфере государственной гражданской и муниципальной службы. Одновременно надо исключить возможность появления в нормативных правовых актах республики норм, усложняющих (прямо или косвенно) управленческий процесс и формирующих тем самым питательную среду для возведения административных барьеров в целях вымогательства, взяточничества, других форм проявления коррупции.

Залогом успеха могут быть только совместные усилия всех уровней власти, широких слоев населения, направленные на недопущение и устранение фактов и проявлений коррупции.



"Алатырские Вести"
24 декабря 2011
00:00
Поделиться
;