В политике – время реформ
Сейчас много говорят о политической реформе России. Своим мнением по поводу предстоящих перемен делится министр юстиции Чувашии Н. ПРОКОПЬЕВА.
- Целью реформы должно стать возрождение прежних и создание новых механизмов влияния гражданского общества на власть, – говорит Надежда Викторовна.
- Ее основными моментами являются либерализация партийного законодательства, введение прямых губернаторских выборов и изменение принципов формирования Госдумы РФ. Считаю, что эти изменения открывают новые возможности для самоорганизации различных сил гражданского общества, а также направлены на предоставление больших возможностей избирателям.
– И какие преобразования нас ждут?
– Изменения затронут и федеральный, и региональный, и муниципальный уровни. Именно на уровне регионов должно усилиться влияние гражданского общества на власть. Большое значение придается вопросу развития многопартийности, а также созданию условий для конкуренции между политическими партиями в их борьбе за обладание правом формировать руководящий состав органов исполнительной власти регионов.
В результате реформирования политической системы произойдет, во-первых, перераспределение полномочий между органами власти, разными ее уровнями; во-вторых, переход к многопартийной состязательной системе; в- третьих, вернется выборность глав субъектов РФ.
– Недавно внесены изменения в Федеральный закон «О политических партиях». Каковы их основные аспекты?
– В частности, снижается в 80 раз – с 40 тысяч до 500 человек – минимальная численность членов партии, необходимая для государственной регистрации. Кроме того, вводится гибкий процесс регистрации партий в Министерстве юстиции РФ при подаче необходимых документов и устранения небольших ошибок – партиям не сразу отказывается в регистрации, а предоставляется трехмесячный срок на исправление недочетов. В случае выявления недочетов регистрирующий орган будет оказывать поддержку и консультации претендентам для более успешного прохождения регистрации.
Также отменяются требования к минимальной численности членов партии в ее региональных отделениях, которые должны быть образованы не менее чем в половине субъектов федерации. Эти требования могут быть определены уставом политической партии. С учетом этих изменений партия не может быть ликвидирована в связи с недостаточной численностью членов в ее региональных отделениях.
Изменится срок, по истечении которого партия, не принимавшая участия в выборах, подлежит ликвидации. Если ранее это было 5 лет, то теперь семь лет.
– Сегодня активно обсуждается и возвращение губернаторских выборов. Каков теперь порядок выдвижения кандидатов на должность руководителя региона?
– 2 мая 2012 года Президентом РФ был подписан закон, предусматривающий прямые выборы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Кандидаты на должность руководителя региона в соответствии с федеральным законодательством выдвигаются политическими партиями. Политическая партия вправе выдвинуть кандидатом на указанную должность лицо, являющееся членом данной политической партии, либо лицо, не являющееся членом данной или иной политической партии. При этом кандидатов должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и избранных на выборах глав муниципальных образований. Кроме того, кандидату необходимо получить поддержку не менее чем в трех четвертях соответственно муниципальных районов и городских округов, внутригородских муниципальных образований. Депутат представительного органа муниципального образования или избранный на выборах глава муниципального образования может поддержать только одного кандидата, выдвинутого любой политической партией либо в порядке самовыдвижения.
– Значит, можно стать кандидатом и в порядке самовыдвижения?
– Возможно будет только в том случае, если законом субъекта РФ будет предусмотрен такой способ выдвижения кандидата. Кандидатам, выдвинувшимся в порядке самовыдвижения, помимо получения вышеуказанной поддержки необходимо собрать от 0,5 процента до 2 процентов подписей избирателей, зарегистрированных на территории субъекта РФ.
– А какова судьба президентского фильтра, о котором было столько дискуссий в ходе обсуждения законопроекта?
– В принятом законе «фильтра» нет, Президент РФ по своей инициативе может провести консультации с политическими партиями и выдвинутыми в порядке самовыдвижения кандидатами.
– На какой срок избирается руководитель субъекта РФ и в каком случае он будет считаться избранным?
– Высшее должностное лицо субъекта РФ избирается сроком на пять лет и может замещать указанную должность два срока подряд, но не более.
Кандидат будет считаться избранным, если за него проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании.
– Предусматривается ли отзыв глав законодательством?
– Предусматривается. Отзыв избирателями высшего должностного лица возможен в случае установления судом фактов нарушения им законодательства РФ либо неоднократного грубого и без уважительных причин неисполнения им своих обязанностей.
– Когда вступает в силу Федеральный закон и когда состоятся первые выборы по новому закону?
– Федеральный закон вступает в силу 1 июня 2012 года. Предполагается, что по новым правилам первые выборы состоятся во второе воскресенье октября 2012 года. Выборы будут проведены в тех субъектах РФ, полномочия высших должностных лиц которых истекают со дня вступления в силу Федерального закона, т.е. с 1 июня 2012 года и по 31 декабря 2012 года включительно. Начиная с 2013 года выборы будут проводиться в единый день голосования, в котором истекает срок полномочий высшего должностного лица субъекта РФ.
– Надежда Викторовна, таким образом, на местную власть налагается ответственность по выбору главы субъекта?
– Как я уже отметила, выдвигаемых кандидатов на пост глав должны поддержать депутаты муниципальных собраний и главы муниципальных образований. Списки этих лиц планируется доводить до сведения общественности. Поэтому каждый, кто готов поддержать выдвижение того или иного кандидата, должен оценивать важность принимаемого им решения.
То, что предлагается сегодня, – это хороший старт для формирования в республике единой команды представителей разных уровней власти, выстраивания эффективной работы между ними, ведь многие вопросы можно решить только в тесном взаимодействии региональной и местной властей.
– До какого срока будут работать нынешние главы субъектов после вступления в силу данного федерального закона?
– Как я уже сказала, осенью текущего года выборы будут проходить в тех субъектах, в которых истекает срок полномочий их глав, губернаторов и т.д. в период с 1 июня 2012 до 31 декабря 2012 года.
В течение двух месяцев со дня вступления в силу федерального закона должно быть завершено приведение конституций (уставов) субъектов РФ в соответствие с федеральным законом, а также принятие законов субъектов РФ, регулирующих порядок выборов высшего должностного лица субъекта РФ.
В этих целях в Чувашской Республике организована работа по приведению нормативно-правовой базы, регулирующей данные вопросы, в соответствие с федеральными актами. Распоряжением Кабинета Министров образована рабочая группа, в состав которой вошли представители органов государственной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, общественных объединений, представители различных партий.
– А когда согласно принятым изменениям законодательства должны состояться выборы Главы Чувашской Республики?
– Выборы Главы Чувашской Республики по новому закону должны пройти в единый день голосования в 2015 году, т.к. срок полномочий действующего и назначенного в установленном законодательством порядке Главы Чувашской Республики истекает в августе 2015 года.