Главы регионов – по итогам прямых выборов
– Надежда Викторовна, сейчас много говорят о политической реформе России, при этом связывают ее с развитием гражданского общества...
– В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Дмитрий Медведев озвучил планы по реформе политической системы страны. Целью реформы должно стать возрождение прежних и создание новых механизмов влияния гражданского общества на власть.
Основными моментами политической реформы являются либерализация партийного законодательства, введение прямых губернаторских выборов и изменение принципов формирования Государственной Думы Российской Федерации. Считаю, что изменения, связанные с политической реформой, открывают новые возможности для самоорганизации различных сил гражданского общества, а также они направлены на предоставление больших возможностей избирателям.
– Какие преобразования нас ждут?
– Преобразования политической системы затронут не только федеральный уровень политической жизни, но и охватят региональный и муниципальный уровень. Существенные преобразования затронут регионы, и именно на уровне регионов они должны усилить влияние гражданского общества на власть.
При реформировании политической системы большое значение придается вопросу развития многопартийности, а также созданию условий для конкуренции между политическими партиями в их борьбе за обладание правом формировать руководящий состав органов исполнительной власти регионов всей страны.
В качестве важных задач по реформированию политической системы следует рассматривать, во-первых, перераспределение полномочий между органами власти, разными ее уровнями; во-вторых, переход к многопартийной состязательной системе; в-третьих, выборность глав субъектов Российской Федерации.
– Недавно были внесены изменения в Федеральный закон «О политических партиях». Каковы его основные моменты?
– Принятие данного федерального закона – это серьезный шаг в развитии свободы и демократии, в развитии страны в целом, потому что каждая политическая партия будет стараться не только бороться за власть, но и реализовать свои программные задачи и планы, и в этой связи партиям для победы на выборах надо будет заручиться поддержкой избирателей.
В соответствии с принятым законом, снижается в 80 раз – с 40 тысяч до 500 человек – минимальная численность членов партии, необходимая для государственной регистрации партии. Кроме того, вводится гибкий процесс регистрации партий в Минюсте РФ при подаче необходимых документов и устранения небольших ошибок – партиям предоставляется 3-месячный срок на исправление недочетов в документах.
Также отменяются требования к минимальной численности членов партии в ее региональных отделениях, которые должны быть образованы не менее чем в половине субъектов федерации. Эти требования могут быть определены уставом политической партии. С учетом этих изменений партия не может быть ликвидирована в связи с недостаточной численностью членов в ее региональных отделениях. Изменился срок, по истечении которого партия, не принимавшая участия в выборах, подлежит ликвидации. Если ранее это было 5 лет, то теперь – 7.
Кроме того, Федеральным законом от 2 мая
– Возвращение губернаторских выборов – сегодня актуальная тема на политической арене России...
– Да, действительно так. 2 мая с.г. подписан закон, предусматривающий прямые выборы высших должностных лиц субъектов федерации. Цель – демократизация порядка занятия поста высшим должностным лицом региона. Теперь главы субъектов Российской Федерации будут избираться на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Принятие этого закона является важным моментом в развитии политической системы России. Для граждан – избирателей важно, когда они непосредственно участвуют в избрании высшего должностного лица своего региона, так как именно он будет заниматься местными проблемами. Прямые выборы усилят политическую ответственность глав субъектов. Все это призвано укрепить связь высших должностных лиц субъектов Российской Федерации с населением. Такое преобразование политической системы должно способствовать дальнейшему развитию гражданского общества, а также усилить его влияние на власть.
– Каков порядок выдвижения кандидатов на высшее должностное лицо?
– Кандидаты на должность руководителя региона в соответствии с федеральным законодательством выдвигаются политическими партиями. Политическая партия вправе выдвинуть кандидата, как являющегося ее членом, так и лицо, не являющееся членом данной или иной политической партии. При этом кандидатов должны поддержать от 5 до 10% депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на выборах глав муниципальных образований. Кроме того, кандидату необходимо получить поддержку не менее чем в трех четвертях соответственно муниципальных районов и городских округов. Депутат представительного органа муниципального образования или избранный на выборах глава муниципального образования может поддержать только одного кандидата, выдвинутого любой политической партией либо в порядке самовыдвижения.
– Получается, можно стать кандидатом и в порядке самовыдвижения?
– Данный вопрос будет решаться каждым субъектом самостоятельно. В случае, если законом субъекта будет предусмотрен такой порядок, то кандидатам, выдвинувшимся в порядке самовыдвижения, помимо получения вышеуказанной поддержки, необходимо собрать от 0,5 до 2% подписей избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации.
– Много говорится о том, что кандидаты на высшее должностное лицо субъекта должны будут пройти «президентский фильтр»...
– В принятом законе как такового «фильтра» нет. Президент Российской Федерации по своей инициативе может провести консультации с политическими партиями и выдвинутыми в порядке самовыдвижения кандидатами.
– На какие сроки может претендовать избранный глава субъекта и в каком случае он будет считаться избранным?
– Высшее должностное лицо субъекта РФ избирается сроком на 5 лет и может замещать указанную должность два срока подряд, но не более. Кандидат будет считаться избранным, если за него проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании.
– Предусматривается ли отзыв глав законодательством?
– Предусматривается. Отзыв избирателями высшего должностного лица возможен в случае установления судом фактов нарушения им законодательства РФ либо неоднократного грубого и без уважительных причин неисполнения им своих обязанностей.
– Когда состоятся первые выборы по новому закону?
– Федеральный закон вступает в силу 1 июня
– Надежда Викторовна, таким образом, ответственность по выбору главы субъекта возлагается на местную власть?
– Нет, конечно, ответственность по выбору главы субъекта остается за избирателями. Но, как я уже отметила, выдвигаемых кандидатов на пост главы субъекта должны поддержать депутаты муниципальных собраний и главы муниципальных образований. Важная роль отводится депутатам и главам муниципалитетов, повышается их политическая активность и ответственность перед избирателями. Списки депутатов, поддержавших ту или иную кандидатуру на должность главы субъекта, планируется доводить до сведения общественности. Поэтому каждый, кто готов поддержать выдвижение того или иного кандидата, должен оценивать важность принимаемого им решения.
То, что предлагается сегодня – это хороший старт для формирования в республике единой команды представителей разных уровней власти, выстраивания эффективной работы между ними, ведь многие вопросы можно решить только в тесном взаимодействии региональной и местной властей.
– В связи с изменением федерального законодательства будут ли изменения в законодательстве Чувашской Республики?
– В течение двух месяцев со дня вступления в силу федерального закона должно быть завершено приведение конституций (уставов) субъектов федерации в соответствие с этим законом, а также принятие законов субъектов РФ, регулирующих порядок выборов высшего должностного лица региона.
В этих целях в Чувашии уже организована работа по приведению нормативно-правовой базы, регулирующей данные вопросы, в соответствие с федеральными актами. Так, распоряжением Кабинета Министров республики образована рабочая группа, в состав который вошли представители органов государственной власти Чувашской Республики, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, общественных объединений, представители различных партий. Разработаны проекты соответствующих законов, часть из которых рассмотрены на заседании Кабмина Чувашии 14 мая, и весь пакет проектов законов по политической реформе планируется рассмотреть на ближайшей сессии Госсовета республики.