Государственная служба Чувашской Республики по делам юстицииЧӑваш Республикин Юстици енӗпе ӗҫлекен патшалӑх служби

Гарант единства правового пространства страны

Справка «Республики»:

Родился в 1975 г. в г. Чебоксары. В 1998 г. окончил Чувашский госуниверситет им. И.Н. Ульянова по специальности «Юриспруденция». Работал в Минюсте Чувашии, с 2002 г. – в Управлении Минюста РФ по Чувашии, затем – в Администрации Президента ЧР. В 2010 г. назначен заместителем министра юстиции Чувашии, с 2011 г. – начальник Управления Минюста РФ по ЧР.

Почему кто-то не доволен Основным законом страны, кого-то он устраивает, а некоторые даже не читали его текст? В преддверии 20-летнего юбилея Конституции России эти и другие вопросы мы решили обсудить с начальником Управления Министерства юстиции РФ по Чувашской Республике Дмитрием СЕРЖАНТОВЫМ.

– Дмитрий Михайлович, в преддверии 20-летнего юбилея Конституции России ведется много разговоров о ее эффективности и общественном доверии к ней. Каково ваше отношение к Основному закону страны?

– Как известно, одни выступают за Конституцию, другие – против. Многие, к сожалению, ее вообще не читали. Я же постараюсь ответить на этот вопрос, прежде всего, как представитель юридической профессии. Основной закон страны и раньше подвергался критике со стороны. Говорилось, например, что она принималась в спешке и имеет множество недостатков, но лично я считаю, что Конституция с ее особым статусом в иерархии правовой системы является неким системообразующим элементом, значение которого невозможно переоценить. Основной закон страны, как бы мы к нему не относились, стоит рассматривать в трех основных ипостасях: как основу всей правовой системы страны, как декларацию ценностей и ориентиров государства и как свод основных прав и свобод личности. Мы всегда должны помнить о том наборе базовых ценностей, которыми располагаем и которые во многом отражены в Конституции. Граждане должны знать, что Конституцию можно применять напрямую, без оглядки на какие-то иные нормативные правовые акты. Поэтому тем гражданам нашей страны, которые до сих пор ее не читали, рекомендую обязательно ознакомиться с ее содержанием.

– Как часто вам самому приходится обращаться к Основному закону?

– Практически ежедневно. Вся деятельность органов юстиции, безусловно, строится на нормах Конституции страны. К примеру, наше ведомство следит за обеспечением единства правового пространства, за соблюдением конституционных прав и свобод граждан, принимает участие в процессе нормотворчества, осуществляет периодические мониторинги законодательства и правоприменения, курирует вопросы оказания бесплатной юридической помощи и т.д.

– А что понимается под единством правового пространства? Какая роль отводится Конституции в нормотворческом процессе?

– Поясню, что единство правового пространства означает обеспечение взаимосогласованности норм федерального и регионального законодательства, чтобы на местах не возникало вольного, бесконтрольного и разрозненного правового регулирования.

Единство правовой системы России – это один из способов обеспечения конституционно-правовой целостности законодательства, который обеспечивается единой системой базовых принципов правового регулирования, единством терминологии, едиными стандартами оформления нормативных правовых актов.

Что касается нормотворческого процесса, то Конституция закрепляет основные принципы, в соответствии с которыми должно осуществляться функционирование правовой системы страны. В частности, она разграничивает предметы ведения между федеральным центром и регионами, устанавливает рамки, в пределах которых может осуществляться правовое регулирование. Но при этом нормотворческая деятельность должна базироваться исключительно на принципе верховенства Конституции РФ.

– Каким образом деятельность Управления связана с обеспечением конституционности принимаемых в Чувашской Республике нормативных правовых актов?

– Впервые задача по обеспечению единства правового пространства была сформулирована в Указе Президента РФ от 10 августа 2000 г. «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации». Не секрет, что субъекты федерации до принятия этого Указа взяли столько полномочий, сколько смогли «переварить», и очень часто это шло вразрез Конституции страны и федеральному законодательству. В соответствии с данным Указом создан федеральный банк нормативных правовых актов субъектов, ведение которого возложено на Минюст РФ. С этого момента территориальными органами юстиции в обязательном порядке проводится юридическая экспертиза региональных нормативных правовых актов на предмет соответствия Конституции РФ и федеральному законодательству.

На территории нашей республики с 2000 г. ведение федерального регистра нормативных правовых актов Чувашии осуществляется Управлением Минюста РФ. Кроме того, Управлением постоянно отслеживается динамика изменений российского законодательства, в связи с чем также может проводиться повторная правовая экспертиза действующих на территории республики актов.

– Каково на данный момент состояние республиканской правовой базы Чувашии в части ее соответствия Конституции страны и федеральному законодательству?

– В федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов РФ на сегодняшний день включены более 5000 действующих нормативных правовых актов Чувашии. При этом в 70 нормативных правовых актах нашим Управлением выявлены несоответствия федеральному законодательству. Работа по приведению их в соответствие носит плановый, рабочий характер, в тесном взаимодействии с прокуратурой и органами госвласти региона.

– В чем причина того, что встречаются противоречащие нормам федерального законодательства правовые акты?

– Динамично изменяется законодательство на федеральном уровне и несвоевременно вносятся изменения в региональные нормативные правовые акты.

– Какие меры предпринимаются Управлением в случае выявления несоответствий?

– Изначально экспертные заключения направляются в органы, принявшие такие акты для устранения выявленных недостатков. В случае несогласия региональных органов госвласти с доводами Управления, экспертные заключения направляются в вышестоящие органы юстиции (в том числе в центральный аппарат Минюста России), а также в прокуратуру
Чувашии для принятия мер прокурорского реагирования.

Кстати, в статье 85 Конституции РФ также предусмотрено право Президента страны приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов в случае их противоречия Конституции страны и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина. К слову, реализации данного полномочия как раз могут содействовать органы юстиции, которые могут инициировать рассмотрение данного вопроса.

В первом полугодии 2013 г. нами рассмотрено 612 проектов нормативных правовых актов Чувашии. По результатам их рассмотрения в 97 проектах (15,8%) выявлены положения, противоречащие федеральному законодательству. Стоит отметить, что значительная доля замечаний (43,2%) была устранена в рабочем порядке.

Кроме того, вот уже на протяжении, по крайней мере, трех лет в России довольно активно проводится процедура мониторинга законодательства и правоприменения в России. При этом одним из основных показателей данной работы является оценка действующей правовой системы с точки зрения соблюдения конституционных норм и принципов. Зачастую бывает так, что наши законодатели, пытаясь урегулировать какие-то новые, ранее не существовавшие, отношения, принимают нормативные акты, забывая проверить, соответствует ли такое решение проблемы базовым конституционным принципам. Поэтому со временем, исходя из сложившейся правоприменительной и судебной практики, возникает необходимость в анализе действующего законодательства. Координатором этой работы как раз выступает Минюст РФ.

– Многие наши сограждане, к сожалению, не знакомы с текстом Конституции и, как следствие, не знают своих основных прав и свобод. Каким вы видите решение этой проблемы?

– Я призываю каждого из нас разделять свое отношение к государству, конкретным персонам, которые его представляют, и, что особенно важно, к законам. Два года назад Президентом России утвержден документ, который называется «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан». И вновь хедлайнером (исполнитель лидер. – Ред.) в части выполнения данного документа является Минюст России. Данная программа предполагает разнообразный перечень мероприятий: начиная от совершенствования законодательства и
правоприменения и заканчивая воспитанием подрастающего поколения, подготовкой грамотных юридических кадров и осуществлением массовой культурно-просветительской деятельности.

В преддверии 1 сентября – Дня знаний мной запланировано проведение уроков Конституции среди учащихся 1–9 классов Чувашской Республики. Надеюсь, что такие уроки будут содействовать воспитанию уважения к Конституции РФ, законам и символам государства, социальным нормам и ценностям, отраженным в нашей Конституции.

Беседовали


Лидия ФИЛИППОВА,

Вера ИВАНОВА.

 



"Республика"
28 августа 2013
13:36
Поделиться
;