Государственная служба Чувашской Республики по делам юстицииЧӑваш Республикин Юстици енӗпе ӗҫлекен патшалӑх служби

Единство.Права.Стабильность

Единство. Права. Стабильность

Сегодня в гостиной редакции – доктор юридических наук, заведующий кафедрой административного и финансового права Чебоксарского кооперативного института, руководитель Чувашского отделения межрегиональной общественной организации «Межрегиональная ассоциация конституционалистов» Михаил Демидов.

М.В. Демидов немало лет посвятил работе в Президиуме Верховного Совета ЧАССР, был экспертом Совета глав республик от Чувашской Республики, образованного распоряжением Президента Российской Федерации в октябре 1992 года в целях выработки основных принципов реализации Федеративного договора и государственного управления Российской Федерацией, заместителем министра юстиции Чувашской Республики, заместителем председателя Контрольно-счетной палаты Госсовета Чувашии, а также преподавал в чебоксарских вузах. Наша беседа в основном была посвящена Конституции России, но не только, поскольку у этого неординарного человека и жизнь сложилась довольно нестандартно.

 

– Михаил Васильевич, каким был ваш путь в юристы?

– Немного необычным. После армии поступил на историческое отделение историко-филологического факультета ЧГУ. Первые два курса обучался очно. На третьем курсе, в 1979 году, меня избрали председателем студенческого профкома университета, работать надо было на освобожденной основе. В результате вуз окончил экстерном за 4 года, в 1981 году.

Когда мне исполнилось всего 25 лет, пригласили на работу в Президиум Верховного Совета ЧАССР. Для тех времен это было, можно сказать, исключением из правил, поскольку средний возраст сотрудников Президиума почти переваливал за пенсионный. Вначале работал инструктором в орготделе. А через три года мне предложили стать помощником Председателя Президиума С.М. Ислюкова. Прошел, отмечу, настоящую школу жизни под его руководством. Это удивительного ума человек, руководитель высочайшего уровня.

В 1987 году задумал писать кандидатскую диссертацию. А.П. Петров, который в то время был Председателем Президиума Верховного Совета ЧАССР, предложил писать на юридическую тему, мол, ты уже готовый юрист. Ну, я поступил в аспирантуру Института государства и права АН СССР, в 1992 году защитил кандидатскую по теме «Роль депутатов местных Советов в осуществлении местного самоуправления». Тема была новая, интересная, только что начал работать закон о местном самоуправлении. К слову, республиканский закон о МСУ мы разрабатывали вместе с депутатами, большую помощь оказывал и принимал непосредственное участие В.И. Максимов.

Получился парадокс: я стал кандидатом юридических наук, не имея базового высшего юридического образования. Это меня задевало. И я, наверное, единственный «экземпляр», который, будучи кандидатом юридических наук, поступил на юрфак ЧГУ и вновь стал студентом. Хотя многие меня от этого отговаривали, все-таки получил второе базовое высшее образование. Кстати, начиная с 1994 года, уже читал лекции, правда, в других вузах, не там, где учился.

– А докторскую диссертацию вы посвятили парламентскому контролю, потому что был опыт работы в Контрольно-счетной палате?

– Действительно, я почти восемь лет, с 2003-го по 2011 годы, работал в Контрольно-счетной палате Государственного Совета республики. Практика была большая, материал богатый. В 2012 году защитил докторскую диссертацию по теме «Парламентский финансовый контроль в России: правовые аспекты функционирования и проблемы реализации». Не без гордости скажу, защита проходила в МГУ им. М.В. Ломоносова. Научным консультантом у меня был С.А. Авакьян – один из ведущих специалистов в России в области конституционного права, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права МГУ, главный редактор журнала «Конституционное и муниципальное право». Официальными оппонентами были С.М. Шахрай (Счетная палата РФ), О.О. Миронов (первый уполномоченный по правам человека в РФ) и В.Б. Евдокимов (НИИ Академии Генпрокуратуры России). Защита докторской диссертации тогда впервые шла в режиме он-лайн.

– Что сейчас для вас означает Конституция?

– Конституция России, образно говоря, – это мой хлеб. Практически на каждой лекции вспоминаем Основной закон государства, ссылаемся на него. Всегда говорю своим студентам, что по любой отрасли права основным источником смело называйте Конституцию и никогда не ошибетесь. Возникает ли вопрос о системе государственной власти, или в целом по государственному строительству, об основных социальных ценностях нашего государства – все это прописано в Конституции России.

– Что, на ваш взгляд, является наиболее важной особенностью Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 года?

– Прежде всего следует отметить, что Конституция РФ 1993 года коренным образом отличается от предыдущих конституций, и она стала определенным историческим рубежом в становлении российской государственности. Важнейшей ее особенностью является то, что Конституция создала реальные условия для свободного развития человека. В Основном законе гарантированы личные, политические, экономические, социальные и культурные права и свободы, необходимые для формирования демократического правового государства и справедливого гражданского общества.

Другой важный момент – в основном юридическом документе страны закреплено положение о том, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе принципа разделения властей, чего не было раньше. Это основополагающий принцип построения и функционирования системы органов государственной власти в любом демократическом государстве, который призван обеспечить сбалансированность полномочий и исключить сосредоточение всей полноты власти или большей ее части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица.

– Как относитесь к внесенным поправкам в Конституцию РФ? Насколько, по вашему мнению, динамично она должна изменяться для того, чтобы обеспечить стабильное развитие нашего общества?

– Хотя одной из основных черт действующей Конституции является ее стабильность, т.е. длительное действие без внесения в нее существенных изменений, но это не означает, что нормы Конституции незыблемы. Неизменность ее положений – не самоцель. Особенно если участь тот факт, что Конституция 1993 года принималась в условиях, когда в обществе сложилось острое политическое противостояние.

Следует иметь в виду, что абсолютно совершенных конституций не бывает. Жизнь не стоит на месте. Общественные отношения динамично развиваются, и Конституция не может служить препятствием на этом пути. Поэтому избежать внесения изменений в Конституцию практически невозможно. Этот процесс характерен для всех государств. Такие черты Конституции, как стабильность и динамизм, тесно друг с другом взаимосвязаны и идут всегда рядом.

На мой взгляд, внесенные законами РФ от 30 декабря 2008 года поправки вполне обоснованы и продиктованы насущной необходимостью. Особенно важное значение, как мне кажется, имеет поправка, касающаяся представления Правительством РФ Государственной Думе ежегодных отчетов о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным парламентом.

Принятый в то время в условиях острой борьбы и противостояния законодательной и исполнительной властей Основной закон страны практически оградил исполнительную власть от какого-либо действенного контроля со стороны парламента. Поэтому внесенная поправка вполне логично вписывается в содержание Конституции.

Следует также отметить, что парламент, являясь представительным и законодательным органом, призван не только принимать законы, но и обязан защищать интересы всего населения страны. В связи с этим, думается, вполне оправданными являются высказывания многих исследователей конституционного права о расширении конституционного статуса Федерального Собрания РФ с тем, чтобы не сводить его роль только к функциям представительства и законодательной деятельности, а определить его и как орган, осуществляющий парламентский контроль.

– Какие же, по вашему мнению, сегодня должны быть основные направления в развитии конституционного процесса?

– Прошедшие 20 лет наглядно показали, что принятие Конституции было стратегически верным шагом. Оно во многом способствовало сохранению единства российского государства, положило начало его развитию на подлинных демократических принципах. Несмотря на имеющиеся недостатки, в Конституции заложен огромный потенциал для дальнейшего развития нашей страны. Главным направлением в этом процессе, на мой взгляд, должна быть целенаправленная работа по реализации конституционных положений.

Именно Конституция обеспечивает гарантии стабильности общества. Поэтому прежде всего публично-властные структуры должны прилагать максимум усилий к тому, чтобы граждане на практике ощутили гарантированные Конституцией их права и свободы, чтобы они носили не декларативный характер, а реализовывались в нашей повседневной жизни.

Беседовала Эльвира ХМЕЛЕВА.

 



"Республика"
09 октября 2013
18:22
Поделиться