2018.04.12 О проведении в 2017 году антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Чувашской Республики, муниципальных нормативных правовых актов и их проектов
Особая роль в профилактике коррупции принадлежит антикоррупционной экспертизе, проводимой как государственными органами, органами местного самоуправления, так и независимыми экспертами, так как именно антикоррупционная экспертиза направлена на обнаружение коррупциогенных факторов в проектах нормативных правовых актов и уже действующих нормативных правовых актах.
Принимаемые нормативные правовые акты должны обеспечивать реализацию поставленных целей, приводить к социально полезным результатам, а именно упрочению правового порядка, созданию условий для реализации прав граждан и иных субъектов права. Вместе с тем такие результаты достигаются только в случаях, когда нормативный правовой акт подготовлен на качественно высоком уровне и соответствует всем условиям для его эффективной реализации.
Одним из приоритетных направлений деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики является проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов с целью выявления и устранения в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, проведение которой является одной из основных мер по профилактике коррупции.
Проводимая органами исполнительной власти Чувашской Республики антикоррупционная экспертиза проектов правовых актов Чувашской Республики, направлена, в первую очередь, на обеспечение их соответствия Конституции Российской Федерации, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Конституции Чувашской Республики, иным нормативным правовым актам Чувашской Республики.
Справочно. Правовую основу проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов составляют нормативные правовые акты Российской Федерации и Чувашской Республики:
федеральные законы от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;
постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;
Закон Чувашской Республики от 04.07.2007 № 14 «О противодействии коррупции»;
указы Президента Чувашской Республики от 28.07.2003 № 77 «О государственной регистрации нормативных правовых актов органов исполнительной власти Чувашской Республики», от 07.06.2011 № 45 «Об утверждении Порядка подготовки и внесения проектов указов и распоряжений Главы Чувашской Республики»;
постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 17.01.2006 № 8 «О порядке подготовки и внесения проектов постановлений и распоряжений Кабинета Министров Чувашской Республики», от 25.12.2007 № 348 «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Чувашской Республики».
Антикоррупционная экспертиза действующих нормативных правовых актов проводится при мониторинге их применения, а в отношении проектов осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления комплексно, как на стадии разработки проектов нормативных правовых актов, так и в процессе их согласования.
Органами исполнительной власти Чувашской Республики в 2017 году проведена антикоррупционная экспертиза 1 971нормативного правового акта Чувашской Республики и их проектов, что на 11,4% больше, чем в 2016 году (1 747).
Непосредственно разработчиками в 2017 году выявлено и устранено 9 коррупциогенных факторов в 1 нормативном правовом акте (Минстрой Чувашии) и 7 проектах нормативных правовых актов (Минстрой Чувашии) (в 2016 году – 37 коррупциогенных факторов в 2 нормативных правовых актах (Минэкономразвития Чувашии) и 25 проектах нормативных правовых актов(Минстрой Чувашии).
В 2017 году в Минюст Чувашии от органов исполнительной власти Чувашской Республики поступили:
на государственную регистрацию 786 нормативных правовых актов органов исполнительной власти Чувашской Республики (в 2016 году – 771), зарегистрировано с учетом актов, поступивших в конце 2017 г., - 764 (в 2016 году – 729). Антикоррупционная экспертиза проведена в отношении 780 нормативных правовых актов органов исполнительной власти Чувашской Республики, по результатам которой коррупциогенных факторов не выявлено (в 2016 году – 743, выявлен 1 коррупциогенный фактор в 1 нормативном правовом акте (Минприроды Чувашии);
на правовую экспертизу 1 375 проектов правовых актов Чувашской Республики (в 2016 году – 1 565), из них в отношении 764 проектов нормативных правовых актов Чувашской Республики проведена антикоррупционная экспертиза (в 2016 году – 831), в ходе которой в 4 проектах нормативных правовых актов Чувашской Республикивыявлены 7 коррупциогенных факторов.
Справочно. Коррупциогенные факторы в 2017 году выявлены в проектах постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики, разработанных Минприроды Чувашии (2), Минобразования Чувашии (1), Минстрой Чувашии (1). В 2016 году – 2 коррупциогенных фактора в 1 проекте постановления Кабинета Министров Чувашской Республики (Минкультуры Чувашии).
В основном проекты нормативных правовых актов не всегда содержали все необходимые процедурные действия, которые должны совершаться органами исполнительной власти и их должностными лицами, не устанавливали сроки, основания и критерии принятия ими решений либо по отношению к гражданам и организациям устанавливали неопределенные, трудновыполнимые требования.
На наличие коррупциогенных факторов повлияло неправильное толкование и применение положений нормативного правового акта, на основе или во исполнение которого принимается нормативный правовой акт, несоблюдение требований к изложению нормативного правового акта (правил юридической техники). Полагаем, что одну из «отрицательных ролей» в этом сыграл и субъективный фактор, связанный с тем, что при изложении правовых норм каждый разработчик руководствуется собственным опытом и правоприменением вопреки требованиям действующего законодательства.
В целях предупреждения коррупциогенных положений и недопущения их включения в разрабатываемые проекты нормативных правовых актов руководителям органов исполнительной власти Чувашской Республики предлагается функциями по проведению антикоррупционной экспертизы наделить наиболее опытных государственных гражданских служащих, а также регулярно организовывать повышение квалификации государственных гражданских служащих, осуществляющих разработку проектов, и осуществлять взаимодействие с отраслевыми структурными подразделениями.
Основной задачей на 2018 год является обеспечение качества проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Чувашской Республики и их проектов.
В рамках оказания методической помощи органам местного самоуправления Минюстом Чувашии проведена антикоррупционная экспертиза 7 577 муниципальных нормативных правовых актов, в том числе в 2017 году – 1 910.
В первоочередном порядке рассматриваются муниципальные нормативные правовые акты, направленные, в частности, на улучшение ситуации в сфере ЖКХ, совершенствование системы управления объектами муниципальной собственности, совершенствование муниципальной службы и др.
В рассматриваемых муниципальных нормативных правовых актах выявлено 198 коррупциогенных факторов, из них в 2015 году – 3, в 2016 г. – 116, в 2017 году – 79.
Так, в регистр МНПА включено 6 097 актов прокурорского реагирования, в том числе в 2015 г. – 1419, в 2016 г. – 735, в 2017 г. – 989.
На основании информации ежеквартально предоставляемой прокуратурой Чувашской Республики о количестве вынесенных актов прокурорского реагирования Минюстом Чувашии, осуществляющим мониторинг представления органами местного самоуправления актов прокурорского реагирования, направляются соответствующие запросы в органы местного самоуправления для их представления и последующего включения в регистр.
Отмечаем, что не всеми ОМС своевременно направляются акты прокурорского реагирования для включения в регистр (например, за IV квартал 2017 г.: Батыревский, Козловский р-ны, г.г. Новочебоксарск, Чебоксары - 0 протестов).
Справочно. В регистр МНПА включено 95 774 муниципальных акта, в том числе в 2017 г. – 14 302, проведена правовая экспертиза 16 716 актов (17,5 %), из них 10 873 акта (65%) соответствуют действующему законодательству, 4 610 актов (27,6%) не соответствуют действующему законодательству, в 1233 актах (7,4%) выявлены нарушения правил юридической техники.
Основной задачей на 2018 год является приоритет в проведении правовой и антикоррупционной экспертизы муниципальных НПА, регулирующих вопросы жилищно-коммунального хозяйства, муниципальной службы, управления и распоряжения муниципальным имуществом.
В основном коррупциогенные факторы выявляются в муниципальных нормативных правовых актах, утверждающих:
положения о проведении конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования;
правила определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности;
порядок определения цены земельных участков, находящихся в муниципальной собственности сельского поселения, предоставляемыхбез проведения торгов;
порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности, и членов их семей на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования;
порядок сообщения лицами, замещающими муниципальные должности, муниципальными служащими, осуществляющими полномочия представителя нанимателя (работодателя), о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
На основании экспертных заключений Минюста Чувашии органами местного самоуправления проводится работа по устранению коррупциогенных факторов в муниципальных нормативных правовых актах.
Подводя итоги работы в 2017 году по проведению антикоррупционной экспертизы следует отметить, что ее результаты подтверждают необходимость и важность ее проведения, так как это положительно отражается на качестве и «чистоте» принимаемых нормативных правовых актов Чувашской Республики, муниципальных нормативных правовых актов.
В устранении коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах (их проектах) большую роль играют институты гражданского общества и граждане, которые на основании Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» наделены правом проводить независимую антикоррупционную экспертизу.
На сегодняшний день назрела необходимость повышения значимости независимой антикоррупционной экспертизы путем придания деятельности институтов гражданского общества и граждан по проведению антикоррупционной экспертизы обязательного характера. Это, в свою очередь, может повысить активность независимых экспертов, получивших аккредитацию Минюста России на проведение антикоррупционной экспертизы в части проведения такой экспертизы в отношении региональных нормативных правовых актов и их проектов.
Справочно. Аккредитация юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, осуществляется Минюстом России в соответствии с приказом Минюста России от 27.07.2012 « 146 «Об утверждении Административного регламента Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации».
Сегодня в государственный реестр независимых экспертов, получивших аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, действующих на территории Чувашской Республики, внесено 9 независимых экспертов (из них 2 юридических лица и 7 физических лиц).
Одним из условий успешности института независимой антикоррупционной экспертизы является готовность органов исполнительной власти Чувашской Республики сотрудничать с независимыми экспертами, оказывать им необходимое содействие в осуществлении этой деятельности.
В настоящее время в этих целях:
органами исполнительной власти все проекты нормативных правовых актов размещаются в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
на портале нормативных правовых актов Чувашской Республики regulations.cap.ru;
на официальном сайте Минюста Чувашии размещен баннер «Независимая антикоррупционная экспертиза», который содержит всю информацию, необходимую для проведения независимой антикоррупционной экспертизы;
Минюстом Чувашии в рамках координации деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики по вопросам проведения ими антикоррупционной экспертизы и участия независимых экспертов в антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов Чувашской Республики и их проектов осуществляется взаимодействие с Прокуратурой Чувашской Республики и Управлением Минюста России по Чувашской Республике.
В целях повышения активности независимых экспертов Минюстом Чувашии принято решение о проведении в 2018 году конкурса среди независимых экспертов по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Чувашской Республики и проектов нормативных правовых актов Чувашской Республики, итоги которого будут подведены в конце текущего года. На текущей неделе запланировано проведение со всеми аккредитованными независимыми экспертами совещания по вопросам проведения указанного конкурса.