Государственная служба Чувашской Республики по делам юстицииЧӑваш Республикин Юстици енӗпе ӗҫлекен патшалӑх служби

Информация по вопросу эффективности реализации статьи 10.9 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 г. № 22 «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике»

Статья 10.9 (Сжигание мусора, опавшей листвы, сухой травы, частей деревьев и кустарников, тары, строительных материалов, разведение костров на озелененных территориях, территориях общего пользования) Закона Чувашской Республики от 23 июля
2003 г. № 22 «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» введена Законом Чувашской Республики от 26 мая 2020 г. № 47.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона Чувашской Республики протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 10.9 Закона Чувашской Республики, вправе составлять заведующий сектором органа исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченного в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; главный специалист-эксперт; ведущий специалист-эксперт (пункт «ж»), а также должностные лица органов местного самоуправления, являющиеся членами административных комиссий (пункт «г»).

Согласно части 2 статьи 34 Закона Чувашской Республики дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 10.9 Закона Чувашской Республики, рассматривают административные комиссии.

Согласно представленным органами местного самоуправления в Чувашской Республике сведениям в 2020 году уполномоченными должностными лицами органов местного самоуправления, являющиеся членами административных комиссий, составлены
3 протокола об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 10.9 Закона Чувашской Республики,  административными комиссиями рассмотрены 2 дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 10.9 Закона Чувашской Республики, по которым вынесены решения о привлечении 2 граждан к административной ответственности в виде предупреждения.

По итогам 1 квартала 2021 года административными комиссиями рассмотрено
1 дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 10.9 Закона Чувашской Республики, по которому вынесено решение о привлечении 1 юридического лица к административной ответственности в виде предупреждения.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс) предусмотрено привлечение к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности (статья 20.4).

Статьей 8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах (часть 1), за выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра (часть 2); действия, предусмотренные частями 1, 2 названной статьи, совершенные в лесопарковом зеленом поясе (часть 2.1); за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров (часть 3); за нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека (часть 4).

Согласно части 1 статьи 28.3 Кодекса протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа (должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор,  пожарно-спасательных подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в населенных пунктах (территориальных подразделений федеральной противопожарной службы), и пожарно-спасательных подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях (специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы и др.).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Особо противопожарный режим как дополнительные требования пожарной безопасности устанавливаются органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В силу ст. 30 Федерального закона «О пожарной безопасности» особый противопо-жарный режим может устанавливаться на соответствующих территориях в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях.

На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).

Таким образом, требования и дополнительные требования пожарной безопасности могут устанавливаться как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях правового регулирования.

Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479, установлено, что на землях общего пользования населенных пунктов, а также на территориях частных домовладений, расположенных на территориях населенных пунктов, запрещается разводить костры, использовать открытый огонь для приготовления пищи вне специально отведенных и оборудованных для этого мест, а также сжигать мусор, траву, листву и иные отходы, материалы или изделия, кроме мест и (или) способов, установленных органами местного самоуправления городских и сельских поселений, муниципальных и городских округов, внутригородских районов (пункт 66).Запрещается выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков (за исключением рисовой соломы) на землях сельскохозяйственного назначения, землях запаса и землях населенных пунктов (пункт 185).

Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства РФ от  7 октября 2020 г. № 1614, определено, что со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах запрещается:

а) использовать открытый огонь (костры, паяльные лампы, примусы, мангалы, жаровни) в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков (остатки древесины, образующиеся на лесосеке при валке и трелевке деревьев, а также при очистке стволов от сучьев, включающие вершинные части срубленных деревьев, откомлевки, сучья, хворост) и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев.

б) бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок, стекло (стеклянные бутылки, банки и др.);

е) выполнять работы с открытым огнем на торфяниках (пункт 8).

Запрещается выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других горючих материалов (веществ и материалов, способных самовозгораться, а также возгораться при воздействии источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления) на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра (пункт 11).

Эффективность мер зависит от соблюдения мер пожарной безопасности как самими гражданами, юридическими лицами, так и проводимой работе должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в пределах своей компетенции.

В случае нарушения требований законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности, которое привело к пожару и уничтожению или повреждению чужого имущества либо причинению вреда здоровью граждан, помимо административной ответственности может наступить уголовная или материальная ответственность.