Государственная служба Чувашской Республики по делам юстицииЧӑваш Республикин Юстици енӗпе ӗҫлекен патшалӑх служби

История органов ЗАГС Чувашской Республики

Исторический путь развития органов ЗАГС в Чувашии 

Завершился ХХ век с его взлетами и трагедиями, свершениями и заблуждениями. Неизменным остается то, что жизнь продолжается. Люди рождаются, женятся, умирают. Эти акты необходимо регистрировать.

Предшественниками актов гражданского состояния являются метрические записи, которые существуют в России более 250 лет. Первое постановление о метрических книгах относится к 1702 году, когда Петр I издал указ о доставлении всеми приходскими священниками г. Москвы в патриарший духовный приказ еженедельных ведомостей о всех случаях рождений и погребений. Повсеместное ведение приходских книг, первоначально только для православного населения, началось не ранее 1722 г. Это было связано с возрастанием потребностей в сведениях, содержащихся в метриках, в целях улучшения фискальных функций государства.

Основу организации органов ЗАГС положил декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 18 декабря 1917 г. "О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния". Чуть позднее, 28 декабря 1917 года принят декрет "О расторжении брака".

Для проведения в жизнь этих документов комиссариатами юстиции и по местному самоуправлению 4 января 1918 года было принято решение и выпущена Инструкция "Об организации отделов записей браков и рождений". Согласно этой Инструкции при волостных земских управах, при городских управах должны были быть образованы отделы записей браков и рождений.

Однако образование отделов на местах задерживалось.
Например, Казанский губернский окружной отдел ЗАГС 28 июня 1918г. направляет циркулярное письмо всем уездным отделам управления о том, что регистрация местными отделами ЗАГС фактов рождения и смертей среди населения должна быть произведена с начала 1918 года, несмотря на то, что произошла задержка в организации этих отделов.
Задерживалась не только организация отделов ЗАГС на местах, но задерживалось и обеспечение их книгами записей и бланками. И только во второй половине 1918 года появляются первые решения об образовании отделов ЗАГС. Например, 22 сентября 1918 года Аликовский волисполком сообщает уездному исполкому, что в волости создан отдел записей браков, и в день открытия в книгу записей рождений записано 3 человека мужского пола и 6 - женского, а в книге записей браков - одна запись.

Надолго затянулось образование отделов ЗАГС в Чебоксарском уезде. Отношением от 02 мая 1919 г. Чебоксарский уездный отдел управления просит волостные Советы организовать отделы регистрации актов гражданского состояния. Только после этого здесь начали создаваться отделы ЗАГС. Например, протоколом N 8 от 7 мая 1919 г. исполком Алым-Каcинского волсовдепа постановил немедленно организовать при волсовдепе отдел регистрации актов гражданского состояния.

Не успевают во всех волостях создать отделы ЗАГС, как из окружных губернских отделов поступает циркуляр, где всем волостным Советам предлагается в целях экономии технических сил упразднить самостоятельность волостных отделов ЗАГС и слить их с волостными отделами управления в качестве подотделов, но имеющих свои отдельные штемпеля и печати. Ответственные должности, т.е. заведующих и секретарей, возлагаются на заведующих волостными отделами управления и секретарей. Расходы по содержанию служащих и хозяйственные расходы включали в смету расходов волостных отделов управления.

24 июня 1920 года Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров РСФСР приняли постановление об образовании Автономной Чувашской области. В связи с этим, наряду с необходимостью формирования органов управления области, встал вопрос создания специального органа по руководству ЗАГСами. Первоначально 6 июля 1920 года был создан отдел управления исполкома Чувашской Автономной области, а с 1 января 1924 года этот отдел был преобразован в Административный отдел. Этот отдел состоял из подотделов: общего, организаторского, общественных работ и повинностей, записи актов гражданского состояния, милиции, управления по эвакуации населения.

Первым заведующим подотдела ЗАГСа с июля 1920 года был Агеносов Иван Прокопьевич, которому было установлено жалованье по 28 разряду в размере 2250 рублей в месяц, а с октября месяца - 3000 руб. К сожалению, биографические данные Агеносова Ивана Прокопьевича в архиве найти не удалось.
Согласно требовательной ведомости на выдачу жалованья в октябре 1920 года в подотделе ЗАГС работали 7 человек.

С 1923 года подотдел ЗАГС преобразуется в отделение ЗАГС, а с октября 1924 года - в бюро ЗАГС Административного отдела Исполнительного Комитета. С 1 июля 1925 года Адмотдел Исполкома упразднен, и бюро ЗАГС переходит в подчинение адмотдела НКВД Чувашской АССР.

С 1923 года заведующим подотделом, отделением, бюро ЗАГС был Сперанский Иван Прокофьевич.

В то время регистрацию актов гражданского состояния производили в волисполкомах и уездных городах. В волисполкомы идти далеко, да и специалистов не было. По этой причине многие акты оставались не зарегистрированными, или в лучшем случае составлялись неграмотные актовые книги. Об этом свидетельствует акт обследования Адмотдела Чувашоблисполкома административным Управлением НКВД РСФСР, подписанный т. Успенским (1924 г.).

"...В результате неподготовленности обслуживающего персонала, обстановка на местах крайне неудовлетворительная.
Книги записей актов гражданского состояния велись небрежно, и большей частью акты в книгах не подписывались должностными лицами. В некоторых органах ЗАГС (всего 66 столов ЗАГС ВИКов и 3 сельских) акты совершались сторожами ВИКов, совершенно малограмотными людьми. Записи аннулировались теми же лицами, которые совершали записи актов, т.е. техническими сотрудниками без указания причины и основания аннулирования. Никаких оговорок об исправлении слов текста не делалось. Меры к восстановлению вторых экземпляров регистрационных книг за 1919-1925 гг. адмотделом принимались, но из-за отсутствия денежных средств до 01.10.25 г. книги не были заказаны".
(ВИК - волостной исполнительный комитет).

И только с 1 октября 1925 года работа в местных органах ЗАГС выполняется специально выделенными отдельными делопроизводителями.
На 1 января 1926 года было всего 79 сотрудников бюро ЗАГС НКВД и местных органов ЗАГС.
Из них: в бюро ЗАГС НКВД - 5 человек
в ВИК - 61 человек
в сельких - 8 человек
в прочих городских - 5 человек
В т.ч.: 4 человека женщины
10 человек имеют среднее образование
66 человек низшее образование.

Учитывая все эти обстоятельства, Президиум ЦИК и Совет народных комиссаров ЧАССР в целях приближения к массе бюро записи актов гражданского состояния, на основании положения о сельсоветах, утвержденного 16.10.24 г. второй Сессией ВЦИК ХI - созыва, постановили организовать сеть столов ЗАГС по Чувашской Республике, а именно:
1. В пределах ЧАССР организовать при сельсоветах столы записи актов гражданского состояния.
2. На сельские столы записей актов гражданского состояния в сельсоветах возложить регистрацию двух актов гражданского состояния: рождения и смерти.

Таким образом, в Чувашской республике создается 181 сельский стол ЗАГСа, а именно:
в Чебоксарском уезде - 37
в Цивильском уезде - 37
в Алатырском уезде - 37
в Ядринском уезде - 31
в Батыревском уезде - 39

Только после приближения органов ЗАГС к массе и появления ответственных лиц, начался процесс по своевременной и полной регистрации актов гражданского состояния. Так сформировалась структура органов ЗАГС. В республике - отделение Адмотдела НКВД; в уездах - подотделы ЗАГС уездных отделов милиции; в волостях - столы ЗАГС, состоящие из делопроизводителей; в сельсоветах - должностные лица. В октябре 1927 года, когда прошло районирование, уездные и волостные структуры были ликвидированы. И вплоть до 1957 года органы ЗАГС работали под руководством НКВД и МВД Чувашской АССР. 10 июля 1957 года Совет Министров Чувашской АССР во исполнение постановления Совета Министров РСФСР от 07.06.57 г. N 524 "Об организации руководства ЗАГСами" принимает свое постановление. Образуется группа Совета Министров ЧАССР по руководству ЗАГСами. Поручается этой группе принять от Министерства внутренних дел руководящие и другие материалы по ЗАГСам не позднее 20 июля 1957 года. Исполкомы городских и районных Советов депутатов трудящихся обязали принять от учреждений милиции руководство работ ЗАГСов по состоянию на 1 июля 1957 года, и были образованы бюро ЗАГС исполкомов райгорсоветов, которые в 1987 году были преобразованы в отделы ЗАГС.
В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 18 марта 1963 г. N 330 "О структуре и штатной численности работников аппарата органов государственного управления автономных республик, краев, областей и районов" Совет Министров Чувашской АССР 5 июня 1969 года постановлением N 387 образовал отдел ЗАГС Совета Министров Чувашской АССР за счет упразднения группы по ЗАГСам Совета Министров Чувашской АССР и республиканского архива ЗАГС.

Данный отдел постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10.02.94 г. N 3 "Вопросы республиканских органов исполнительной власти Чувашской Республики" преобразован в отдел ЗАГС при Кабинете Министров Чувашской Республики.

Большую роль в становлении органов ЗАГС Чувашской Республики сыграли руководители:
Агеносов Иван Прокопьевич - с июля 1920 года по 1923 год;
Сперанский Иван Прокофьевич - с 1923 г.
Дмитриев
Иванов Викентий Иванович
Щепетов Иван Алексеевич до 1957 г.
Климина Мария Григорьевна - с 1957 г. по 1967 г.
Русина Ольга Леонидовна - с 1967 г. по 1969 г.
Петрова Галина Леонидовна - с 1969 г. по 1976 г.
Макаров Василий Андреевич - с 1976 г. по 1985 г.

Капитонов Виталий Никитич - с 1985г. по 2010 г.

Чернова Галина Васильевна - с 1990 по 2014 г.

Многое сделала для республики по формированию и сохранению архива органов ЗАГС Вдовина Нина Николаевна, у которой  вся трудовая биография прошла в республиканском архиве ЗАГС.